Конспект предисловия к книге К.Д.
Ушинского «Человек как предмет воспитания».
Несмотря на то что, воспитание
многим кажется делом знакомым и понятным, для него помимо врожденных
способностей и умений нужны еще и специальные знания.
Является ли воспитание наукой?
К.Д. Ушинский приходит к выводу, что педагогика это искусство, а не наука
воспитания, т.к. «наука только изучает
существующее или существовавшее, а искусство стремиться творить то, чего еще
нет». Он также указывает, что искусство может иметь свою теорию, которая
предписывает правила для практической деятельности. Итак, педагогика это не
собрание положений науки, а собрание правил воспитательной деятельности. Но
изучения этих правил недостаточно для того, чтобы заниматься воспитательной
деятельностью. Необходимо различать педагогику в обширном смысле, как собрание
знаний, необходимых или полезных для педагога, от педагогики в тесном смысле,
как собрание воспитательных правил.
К.Д. Ушинский отмечал также важность ясного
определения цели воспитания. «Что
сказали бы вы об архитекторе, который, закладывая новое здание, не сумел бы
ответить вам на вопрос, что он хочет строить... То же самое должны вы сказать и
о воспитателе, который не сумеет ясно и точно определить вам цель своей
воспитательной деятельности». «Определение цели воспитания мы считаем лучшим
пробным камнем всяких философских, психологических, и педагогических теорий».
Важным является то, что пределы воспитательной деятельности даны в условиях
душевной и телесной природы человека и в условиях окружающего его мира. Следует
различать преднамеренную воспитательную деятельность (школа, учителя,
наставники) и непреднамеренную (природа, семья, общество, народ и т.д.),
которая является столь же сильной, а может
и более сильной. Много в развитии изменяется
и самим человеком. И «эти
изменения выходят из предварительных изменений в его собственной душе, на
вызов, развитие или задержку которых преднамеренное
воспитание, словом, школа со своим учением и своими порядками, может
оказывать прямое и сильное действие». «Каковы бы не были внешние
обстоятельства, - говорит Гизо, - все же человек сам составляет мир. Ибо мир
управляется и идет сообразно идеям, чувствам, нравственным и умственным
стремлениям человека, и от внутреннего его состояния зависит видимое состояние
общества"; и нет сомнения, что учение и воспитание в тесном смысле этих
слов могут иметь большое влияние на "идеи, чувства, нравственные и
умственные стремления человека». Касательно цели воспитания «мы не можем удовольствоваться
общими фразами, вроде тех, какими начинаются большей частью немецкие
педагогики. Если нам говорят, что целью воспитания будет сделать человека счастливым, то мы вправе спросить,
что такое разумеет воспитатель под именем счастья; потому что, как известно, нет предмета в мире, на
который люди смотрели бы так различно, как на счастье...» «Та же самая неопределенность будет и тогда,
если на вопрос о цели воспитания отвечают, что оно хочет сделать человека лучше, совершеннее. Не у каждого ли
человека свой собственный взгляд на человеческое совершенство, и что одному
кажется совершенством, то не может ли казаться другому безумием, тупостью или
даже пороком? Из этой неопределенности не выходит воспитание и тогда, когда
говорит, что хочет воспитывать человека сообразно
его природе. Где же мы найдем эту нормальную человеческую природу,
сообразно которой хотим воспитывать дитя?».
Если за цель воспитания традиционно принимать лишь обучение чтению и
письму, то "школа по-прежнему будет чистилищем, через все степени которого
надо пройти человеку, чтобы добиться того или иного положения в свете, а
действительным воспитателем будет по-прежнему жизнь, со всеми своими
безобразными случайностями. Практическое значение науки в том и состоит, чтобы
овладевать случайностями жизни и покорять их разуму и воле человека» Цель воспитания по У.: развитие и укрепление
характера. «...Важнее и полезнее всех этих открытий и изобретений, часто не
делающих человека ни на волос счастливее прежнего, потому что он внутри самого
себя носит многочисленные причины несчастья, было бы открытие средств к
образованию в человеке такого характера, который противостоял бы напору всех
случайностей жизни, спасал бы человека от их вредного, растлевающего влияния и
давал бы ему возможность извлекать отовсюду только добрые результаты».
Когда цель воспитания определена, надо определить его
средства. Существенную помощь в этом может оказать наука, а именно
антропологические науки: анатомия, физиология и патология человека, психология,
логика, филология, география, статистика, политическая экономика и история (в
том числе, история религии, цивилизации, философских систем, литератур,
искусств и собственно воспитания, в тесном смысле слова). «Если педагогика
хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его
всех отношениях».
Должны открываться педагогические факультеты, целью
которых должны быть изучение человека во всех проявлениях его природы со
специальным приложением к искусству воспитания. Эти факультеты служили бы не для приготовления всех учителей, в которых
нуждается страна, но для развития самого искусства воспитания и для
приготовления тех лиц, которые или своими сочинениями, или прямым руководством
могли бы распространять в массе учителей необходимые для воспитателей познания. Педагогов должно быть численно даже больше,
чем медиков, т.к. воспитание, совершенствуясь, может далеко раздвинуть пределы
человеческих сил: физических, умственных, нравственных.
Часто люди, дающие советы по воспитанию, хотят ими
сказать «воспитывайте детей так, чтобы они походили на меня». Приступая к
воспитанию детей следует, осознать, «что наше собственное воспитание было
далеко не удовлетворительно, что результаты его большею частью печальны и
жалки, и что во всяком случае, нам надо изыскивать средства сделать детей наших
лучше нас».
Педагогика – не наука, а искусство, - самое обширное,
самое сложное, самое высокое и самое необходимое из всех искусств. Искусство
воспитания опирается на множество обширных и сложных наук, как искусство оно,
кроме знаний, требует способности и наклонности, и как искусство же оно
стремится к идеалу, вечно достигаемому и никогда вполне недостижимому: к идеалу совершенного
человека.
Если нельзя требовать от воспитателя, чтоб он был
специалистом во всех указанных выше науках, то, по-крайней мере, он должен
понимать основные моменты и стремиться, насколько может, приобрести
всесторонние сведения о человеческой природе. Не должно быть одностороннего
направления знаний.
Воспитатель должен стремиться узнать человека, каков он
есть в действительности, со всеми его слабостями и во всем его величии, со
всеми его будничными мелкими нуждами и со всеми духовными требованиями. Тогда
он сможет почерпнуть в самой природе человека средства воспитательного влияния.
К.Д. Ушинский рассмотрел проблему педагогического такта и
педагогического опыта. Педагогический такт - частный случай психологического
такта - полусознательное собрание воспоминаний разнообразных психических актов,
пережитых человеком, на основании которого человек полагает возможным действовать
на душу другого человека и избирает для этого те средства, действенность
которых он опробовал на себе. Педагогический такт незаменим в практике потому,
что действует быстро, мгновенно, тогда как положения науки припоминаются и
обдумываются медленно. Педагогический такт не есть что-то врожденное, он
формируется с опытом.
Педагогический опыт очень важен, но его сложно оценить
из-за отдаленности последствий от причин - т.е. сложно отследить, что именно
(действия воспитателя либо что-то иное) стало причиной перемен в воспитаннике,
ведь на развитие человека имеет влияние не одна лишь школа.
К.Д. Ушинский рассмотрел существующие на тот момент
зарубежные концепции воспитания: «Перенести
к нам целиком одну из психологических теорий Запада мы не могли, ибо осознавали
односторонность каждой из них и что во всех них есть своя доля правды и ошибки,
своя доля верных выводов из фактов и ни на чем не основанных фантазий». «Сознавая
все это, мы задумали изо всех известных нам психологических теорий взять только
то, что казалось нам несомненным и фактически верным, снова проверить взятые
факты внимательным и общедоступным самонаблюдением и анализом, дополнить новыми
наблюдениями, если это где-нибудь окажется по нашим силам, оставить откровенные
пробелы везде, где факты молчат, а если где, для группировки фактов и уяснения
их, понадобится гипотеза, то, избрав наиболее распространенную и вероятную,
отметить ее везде не как достоверный факт, а как гипотезу».
«Гербарт, а потом Бенеке пытались уже вывести
педагогическую теорию прямо из психологических оснований; но этим основанием
были их собственные теории, а не психологические, несомненные факты, добытые
всеми теориями. Педагогики Гербарта и Бенеке, - скорее, добавления к их
психологии и метафизике, и мы увидим, к каким натяжкам часто вел такой образ
действия... Другой недостаток в педагогических приложениях Гербарта и Бенеке
тот, что они совершенно почти выпустили из виду явления физиологические,
которых, по их тесной, неразрывной связи с явлениями психическими, выпустить
невозможно». «Правда также, что педагогика Карла Шмидта опирается и на
физиологию, и на психологию, и еще более на первую, чем на последнюю; но в этом
замечательном сочинении дан такой разгул германской ученой мечтательности, что
в нем менее фактов, чем поэтических увлечений разнообразнейшими надеждами...»
Методологические основы антропологии К.Д. Ушинского: научная стройность его труда мало занимала
Ушинского, поскольку подобные системы, поделенные на множество симметричных
клеток, озаглавленных буквами всевозможных азбук, часто за неимением
действительного материала принуждают к их заполнению пустыми фразами. При
написании своего труда автор всему предпочитал ясность изложения и понятность
объяснений психических и психофизических явлений читателю. Также он осуждает догматический способ изложения
материала, «когда автор задался уже предвзятою, вполне законченною теориею, знает все, что относится к его
предмету, ни в чем не сомневается сам и, постигнув альфу и омегу своей науки,
начинает поучать ей своих читателей, которые должны только стараться уразуметь
то, что говорит автор».
«Мы старались не быть пристрастными ни к одной из них
(психологических теорий) и брали хорошо описанный психический факт или
объяснение его, казавшееся нам наиболее удачным, не разбирая, где мы его
находили». «Таким образом, мы отовсюду
брали, что нам казалось верным и ясным, никогда не стесняясь тем, какое имя
носит источник и хорошо ли он звучит в ушах той или другой из современных
метафизических партий. Но какова же наша собственная теория, спросят нас?
Никакой, ответим мы, если ясное стремление предпочитать факт не может дать
нашей теории названия фактической. Мы шли везде за фактами и насколько вели нас
факты: где факты переставали говорить, там мы ставили гипотезу - и останавливались, никогда не
употребляя гипотезу как признанный факт».
Итак, можем сделать вывод о методологии Ушинского:
во-первых, это позитивистский (фактический) подход, основанный на индуктивном
методе Бэкона; во-вторых, метод Декарта, а именно: 1) считать истинным
самоочевидное, то, что не может дать повод сомнению. «...Мы полагали опираться
на собственное сознание наших
читателей - ultimum argentum (последнее доказательство) в психологии, перед которым бессильны всякие
авторитеты, хотя бы они были озаглавлены громкими именами Аристотеля, Декарта,
Бэкона, Локка». 2) располагать свои
мысли в определенном порядке, начиная с предметов простейших и
легкопознаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступеням, до познания
наиболее сложных.