РРРе
Работа с одаренными детьми.
Введение.
Что такое одаренность? Редкий индивидуальный дар или социальная реальность? И как относиться к одаренным детям? Требуют ли они специального изучения, подхода и развития?
Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения. Одаренные дети – национальная гордость. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных задач совершенствования системы образования.
В развитие отечественной психологии по проблеме способностей внесли большой вклад работы Л.С. Выготского «Избранные психологические исследования», «Развитие высших функций», «Психология искусства»; Б. М. Теплова «Способности и одаренность», «Проблемы индивидуальных различий»; Лейтеса «Об умственной одаренности», «Умственные способности и возраст», «Способности и одаренность в детские годы» и многие другие.
Согласно этим исследованиям, для отбора одаренных детей, работы с ними нужна психолого-педагогическая служба, которая должна выявлять и диагностировать таких детей, разрабатывать специализированные программы.
Общая характеристика творческой одаренности.
Что заставляет родителей увидеть в малыше талант и потом искать подтверждения своего открытия у специалистов? Наиболее частое проявление одаренности — это ранняя речь и большой словарный запас. Наряду с этим замечается необычайная внимательность («Она все замечает!»), ненасытное любопытство («Куда он только не влезет!») и отличная память («Она после двух раз все сказки слово в слово повторяет»).
Хотя такие ранние проявления одаренности обычно означают выдающиеся интеллектуальные способности, отнюдь не все одаренные и талантливые дети сызмальства поражают родителей своими талантами. Одаренность многогранна. Психологи и педагоги, занимающиеся вопросами детской одаренности, в основном придерживаются определения одаренности, которое было предложено Комитетом по образованию США (Marland, 1972): «Одаренными и талантливыми детьми можно назвать тех, которые по оценке специалистов, в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения в одной или нескольких сферах: интеллектуальной, академических достижений, творческого и продуктивного мышления, общения и лидерства, художественной деятельности, двигательной сфере».
Одаренность в основном определяется тремя взаимосвязанными параметрами: опережающим развитием познания, психологическим развитием и физическими данными.
В сфере опережающего развития познания обычно отмечается следующее.
Существуют особые «сензитивные» периоды, когда дети «впитывают» все окружающее. Они способны заниматься несколькими делами сразу. Такие дети очень любопытны: «А как это устроено?», «Почему так происходит?», «Что будет, если изменить условия?» Им необходимо активно исследовать окружающий их мир. Одаренный ребенок часто не терпит каких-либо ограничений на свои исследования. Ученые утверждают, что у одаренных и талантливых детей биохимическая и электрическая активность мозга повышена. Одаренных детей в раннем возрасте отличает способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы. Они особенно увлекаются построением альтернативных моделей и систем. Эта способность лежит в основе многих интуитивных скачков («перескакивания» через этапы) и присуща исключительно одаренным детям. Для них характерна более быстрая передача нейронной информации, их внутримозговая система является более разветвленной, с большим числом связей.
Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность классифицировать и категоризировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями.
Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умения ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному ребенку.
Талантливые дети легко справляются с познавательной неопределенностью. При этом трудности не заставляют их отключаться. Они с удовольствием вое принимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ.
У некоторых одаренных детей явно доминируют математические способности, подавляющие интерес к чтению.
В силу небольшого жизненного опыта такие дети часто затевают предприятия, с которыми не могут справился. Им необходимо понимание и некоторое руководство со стороны взрослых, не следует акцентировать внимание на их неудачах, лучше попробовать вместе еще раз.
В сфере психосоциального развития одаренным и талантливым детям свойственны следующие черты.
Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано
Личные системы ценностей у маленьких одаренных детей очень широки. Они остро воспринимают общественную несправедливость, устанавливают высокие требования к себе и окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу. Телевидения приносит в наши дома картины далеких проблем, а юные одаренные зрители ждут, а иногда и требуют, чтобы их родители что-нибудь сделали для голодающих в Африке, для беженцев из Юго-Восточной Азии, да и сами они для этого готовы разбить свои копилки.
Обычно дети в возрасте от 2 до 5 лет не могут четко развести реальность и фантазию. Особенно ярко это проявляется у одаренных детей, что порой учителя и родители демонстрируют излишнюю озабоченность но поводу способности ребенка отличать правду от вымысла. Это яркое воображение рождает несуществующих друзей, желанного братика или сестренку и целую фантастическую жизнь, богатую и яркую. Спустя много лет многие из них как в работе так и в жизни сохраняют элемент игры, изобретательность и творческий подход качества, которые столько дали человечеству и в материальном, и в эстетическом развитии. |
Одной из наиболее важных черт для внутреннего paвновесия одаренного человека является хорошо развитое чувство юмора.
Исследования показывают, что страхи маленьких детей обычно лишены реализма. Для одаренных же детей, как правило, характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий. Они также чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств окружающими и весьма подвержены молчаливому напряжению, возникающему вокруг них.
Замечено, что талантливых взрослых людей отличает очень высокий энергетический уровень и довольно низкая продолжительность сна. Но только ли талантливым взрослым это свойственно? Большинство опрошенных родителей утверждает, что их одаренные дети в младенчестве спали меньше и слишком рано отказались от дневного сна.
Тонкая моторная координация, навыки ручной работы и координация между визуальным восприятие и механическим движением гораздо более связаны с возрастом и обычно не так развиты, как познание. Руки ребенка нуждаются в тренировке и в массе возможностей попрактиковаться в том или ином деле. Резать или клеить может быть гораздо труднее, чем вычитать или складывать, а писать может быть сложнее чем читать или говорить. Такая неровность в сравнении с нормами развития часто ведет к раздражению и к росту зависимости в поведении ребенка. В составлении ранних программ обучения для одаренных детей требуется точная индивидуализация, с тем чтобы не допустить отвращения к основным навыкам, которое может остаться у ребенка на всю жизнь.
Все вышесказанное предлагает краткое описание лишь немногих граней одаренности. Здесь упомянуты те из них, о которых наиболее часто сообщают исследователи и родители, характеризуя одаренных детей. Каждый ребенок обладает и уникальными свойствами, которые придают ребенку особую привлекательность.
Стратегия работы с одаренными детьми.
На сегодняшний день хорошо зарекомендовал
себя комплекс мероприятий для работы со способными детьми, предложенный
челябинскими исследователями Н. Буториной и В. Григорьевских. Комплекс состоит
из трех этапов:
1.
Выявление
детей с помощью родителей, педагогов; групповых тестирований, социальных
групповых листов;
2.
Диагностика
детей с помощью психологических тестов, с учетом их склонностей и интересов;
3.
Работа
педагогов с детьми по специализированным программам, направленным на развитие и
углубление из способностей.
А.
Пассов выделял три стратегии обучения одаренных:
·
Ускорение
обучения,
·
Стимулирование
одаренных детей на углубленное проникновение в изучаемый материал при более
широком его охвате,
·
Качественно
иное, принципиально новое содержание, не являющееся ни продолжением, ни более
широким изложением материалов, включаемых в общепринятые учебные
программы.
Ускорение обучения
Вопросы темпа обучения являются предметом давних, до сих пор не утихающих споров как среди ученых-психологов, так и среди педагогов и родителей. Многие горячо поддерживают ускорение, указывая на его эффективность для одаренных учащихся. Другие считают, что установка на ускорение — односторонний подход к детям с высоким уровнем интеллекта, так как не учитываются их потребность в общении со сверстниками, эмоциональное развитие.
Ускорение
связано, в
первую очередь, с
изменением скорости обучения, а не содержания, того,
чему учат.
Все специалисты сходятся в том, что в каком либо виде ускорение должно входить в любую программу обучения детей с высоким умственным развитием. Также единодушны они в том, что ускорение не является универсальной стратегией, необходимой всем одаренным. Очевидно, несопровождаемое какими-то ещё изменениями в программе, ускорение лишь сокращает число лет, проводимых в школе.
Основные требования при включении учащихся в учебные программы, построенные с использованием ускорения следующие:
- Учащиеся
должны быть определенно заинтересованы в ускорении,
демонстрировать явный интерес и повышенные способности в той сфере, где будет
использовано ускорение;
- Дети должны быть достаточно зрелыми в социально-эмоциональном плане;
- Необходимо согласие родителей, но не обязательно их активное участие.
Следует заметить, что ускорение возможно не только, как это представляют, в форме «перескакивания» через класс. Существует несколько организационных форм ускорения: ранее поступление в школу; ускорение в обычном классе; занятия в другом классе; «перепрыгивание» через класс; профильные классы; радикальное ускорение (возможность заниматься по университетской программе); частные школы; раннее поступление в высшее учебное заведение.
Обогащение обучения.
Стратегия
обогащения в обучении выдающихся по своим способностям детей появилась как
прогрессивная альтернатива ускорению, которое начали практиковать несколько раньше.
В некоторых
случаях обогащение дифференцируют на «горизонтальное» и «вертикальное».
Вертикальное обогащение предполагает более быстрое продвижение к высшим
познавательным уровням в области избранного предмета, и поэтому его иногда называют ускорением.
Горизонтальное обогащение направлено на расширение изучаемой области знаний.
Одаренный ребенок не продвигается быстрее, а получает
дополнительный материал к традиционным курсам, большие
возможности развития мышления, креативности, умение
работать самостоятельно.
Стратегия
обогащения включает несколько направлений: расширение кругозора,
знаний об окружающем мире и самопознание, углубление
этих знаний и развитие инструментария получения знаний.
Важное
значение имеет обогащение, ориентирующее на развитие самих умственных процессов
учащихся.
Учебные
программы,
рассчитанные на развитие познавательных процессов, включают
разные виды игровой активности: шахматы, математические и логические игры,
моделирование жизненных ситуаций с привлечением компьютерных игр.
Обогащение
обучения может быть специально направленно на развитие творческого мышления. Сюда могут входить занятия по
решению проблем с применением таких известных техник, как
мозговой штурм во всех вариантах, синектика и т.д. занятия,
ориентированные на развитие личностных характеристик творцов,
могут включать упражнения на релаксацию, медитацию
визуализацию и т.п.
Особое значение придается корректирующим,
развивающим и интегративным программам.
Подготовка учителя для
одаренных детей.
Большое
внимание должно уделяться подготовке учителей для работы со способными и
одаренными детьми. Необходимы целевое финансирование и специальная подготовка
для такой работы. Педагоги должны научиться работать нестандартно, заниматься
разработкой авторских программ, уроков, находить индивидуальный подход к
способностям каждого ученика.
По силам ли
задачи изменений в содержании, процессе, результатах и атмосфере обучения неподготовленному к
этому учителю? Чаще всего нет.
Данные
исследований подтверждают это:
-
Неподготовленные учителя часто не
могут выявить одаренных детей, не знают их особенностей;
-
Неподготовленные к работе с
высокоинтеллектуальными детьми учителя равнодушны к их проблемам (они просто не
могут их понять);
-
Иногда неподготовленные учителя
враждебно настроены по отношению к выдающимся детям: ведь они
создают определенную угрозу учительскому авторитету;
-
Такие учителя часто используют для
одаренных детей тактику количественного увеличения заданий, а не
качественное их изменение.
Бенджамин
Блум выделил три типа учителей, работа с которыми одинаково важна для развития
одаренных учащихся. Это:
-
учитель, вводящий
ребенка в сферу учебного предмета и создающий атмосферу эмоциональной
вовлеченности,
возбуждающей интерес к предмету;
-
учитель,
закладывающий основы мастерства, отрабатывающий с ребенком технику исполнения;
-
учитель, выводящий
на высокопрофессиональный уровень.
Сочетание в
одном человеке особенностей, обеспечивающих развитие в одаренном ребенке всех этих
сторон,
чрезвычайно редко.
Межличностное
общение,
способствующее оптимальному развитию детей с выдающимся интеллектом,
должно носить характер помощи, поддержки. Это определяется такими особенностями
представлений и взглядов учителя:
-
представления о других:
окружающие способны самостоятельно решать свои проблемы; они
дружелюбны имеют хорошие намерения; им присуще чувство собственного достоинства,
которое следует ценить,
уважать и оберегать;
окружающим присуще стремление к творчеству; они
являются источником скорее положительных эмоций, чем
отрицательных;
-
представления о себе: я
верю,
что связан с другими, а
не отделен и отчужден от них, я компетентен в решении стоящих проблем; я
несу ответственность за свои действия и заслуживаю доверия; меня любят, я
привлекателен как человек;
-
цель учителя: помочь
проявлению и развитию способностей ученика, оказать
ему поддержку и помощь.
Учителям
можно помочь развить указанные личностные и профессионально-личностные качества
по меньшей мере тремя путями: с помощью тренингов — в достижении понимания самих
себя и других;
предоставлением знаний о процессах обучения, развития и
особенностях разных видов одаренностей;
тренировкой умений,
необходимых для того,
чтобы обучать эффективно и создавать индивидуальные программы.
Заключение
В современном мире очень актуальны проблемы выявления, диагностики, прогноза, формирования, обучения и развития одаренных и талантливых детей. Правильное построение взаимоотношений одаренного ребенка с окружающим миром позволит ему наиболее полно проявить свои способности.
Особенно остро встает этот вопрос в подростковом возрасте, так как именно в этом возрасте формируется самосознание, нравственные убеждения, мировоззрение, интересы. Очень важно создать благоприятную психологическую обстановку для одаренного ребенка, которая поможет преодолению разрыва между интеллектуальным и личностным развитием и будет способствовать их развитию.
Сегодня создаются специальные программы для работы с одаренными детьми, школы во многих странах перестраиваются в сторону дифференцированного обучения. Наиболее известные программы работы с одаренными детьми :методика полного усвоения Дж.Кэррол и Б.Блум, программа С.Каплан, педагогика индивидуализации Р.Кузине, «Свободный класс» Гилфорда, «Три вида обогащения учебной программы» Рензулли и «Таксономия целей обучения» Блума.
Проблема изучения одаренности требует дальнейшей разработки.
Список использованной литературы.
1. Одаренные дети: Пер. с англ./ Общ. ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого; Предисл. В.М. Слуцкого. — М.: Прогресс, 1991.
2. Общие основы педагогики. В.С. Кукушин. – Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2002
3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991.