Программа.
1.
Психология
труда как научная дисциплина.
·
Определение
·
История
·
Методы
·
Концепции
психологического обеспечения профессиональной деятельности
2. Профессиональное самоопределение
3.Профотбор
4. Профессиональная подготовка
5. Профессиональная адаптация
6. Профессиональная деятельность в экстремальных условиях
7. Профессиональное долголетие
8. Мотивация в профессиональной деятельности
Психология труда
как научная дисциплина.
1.
Определение.
Проф. среда человек
Психология труда – научная дисциплина, изучающая
психологические закономерности формирования и сохранения динамического
равновесия в системе человек - профессиональная среда (Дмитриева М.А.).
состояния
физиология Физич.
и
соц.
среда
ПВК
способности
предмет
орудие
труда
проф. навыки
знания и умения задачи
Мотивация цель
Система неравновесна, т.к. параметры
постоянно изменяются, т.е. её необходимо постоянно уравновешивать.
Психология профессиональной деятельности – наука, изучающая психологические
закономерности формирования (становления) и последующего функционирования
субъекта профессиональной деятельности (Никифоров).
2. Концепция психологического обеспечения профессиональной
деятельности.
Вся профессиональная деятельность разбивается на этапы.
Каждый этап должен психологически сопровождаться, чтобы человек прошел каждый этап с максимальной эффективностью и с оптимальными нервно-психическими затратами.
Профотбор при поступлении в учебное заведение, а при приеме на работу подбор кадров.
3. Методы.
1.
Наблюдение
·
Со
стороны
·
Включенное
наблюдение
·
Трудовой
метод (наблюдатель сам профессионал)
·
Самонаблюдение
2. Метод опроса.
· Метод беседы
· Анкетирование
3.Биографический – анализ трудового пути (Рыбников)
4.Экперимент
·
Лабораторный
·
Полевой
5. Метод самоотчета
6. Метод тестов
·
Аппаратурные
·
Бланковые
·
Компьютерные
4.История
развития психологии труда.
«Новый мир»
1999 №2 «Разрушение психотехники»
Рубеж XIX-XX вв.
Менделеев
сказал, что при конструировании воздухоплавательных аппаратов необходимо думать
не только машине, но и о человеке.
Сеченов
говорил об использовании научных данных о человеке для рационализации трудовой
деятельности.
1901 г. –
очерк «Рабочее движение человека» - рационализации организационной и
проекционной деятельности
Ф. Уислоу Тейлор – первая научная концепция организации труда.
Исследование характеристик физической среды.
Гуго Мюнстреберг
– основатель психотехники.
В.М.
Бехтерев. 1927 – первое бюро профконсультации.
Сформировал новый подход к организации труда – максимальная эффективность при
максимальном сохранении здоровья.
Рыбников
Н.А.
Штерн ввел
термин «психотехника».
Частев А.К. возглавил центральный институт
труда (ЦИТ).
1920 –
создан ЦИТ – бурное развитие психотехники
1936 –
постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе наркомпроса»
1944 Ананьев
Б.Г. создал кафедру психологии на философском факультете.
1966 - 2
факультета психологии в МГУ и ЛГУ.
Психология самоопределения.
Признаки того, что профессия
нравится:
Переутомление
нужно остановить и проанализировать.
Профессия
– исторически
сложившаяся форма деятельности, необходимая в социальном отношении, для
выполнения которой требуется определенный комплекс знаний, навыков, умений,
особенностей личности и норм поведения.
Классификация
профессий по Климову:
Человек - человек
Человек - знак
Человек – система
Человек – искусство.
Не всякая
трудовая деятельность является профессиональной, чтобы она стала профессией,
она должна иметь определенные характеристики.
Д. Маркович
«Социология труда»
5
характеристик:
1. Представляет собой относительно
длительное выполнения
2. Требует специального
профессионального образования
3. Выполнение профессиональной
деятельности приводит к формированию профессиональных интересов, норм, морали,
обычаев
4. Профессиональная деятельность приводит к
определенному профессиональному поведению
5. Стремление представителей одной
профессии к представителям другой профессии предъявлять особый статус, что
ведет к идентификации человека с
профессией, к которой он принадлежит.
3,4,5 – приводит к профессиональной деформации личности
(Особенно в системе человек-человек).
Термин ввел П. Сорокин (начало XV века).
Профессиональная деформация личности -
перенос профессиональных норм в непрофессиональную деятельность.
Выбор профессии – пик 17 лет.
Триада: хочу – сфера склонности
Могу – сфера
способности
Надо – социальная
необходимость профессии.
На что надо ориентироваться? Хочу, могу + содержание профессии.
-
объективный
фактор (уровень подготовки, состояние здоровья, информированность о профессии)
-
социальный
фактор (социальное окружение)
-
субъективный
фактор (интересы, способы, склонности, темперамент, характер, мотивация)
Интерес |
Склонности
|
Теоретические
посылки |
Человек
хочет попробовать практически |
Приобретенные
знания |
свои
интересы |
25%
ориентированность на мнения других
17% родители
9% мимо
проходил
40% основное
содержание деятельности
Поведение
родителей, которое негативно
влияет на выбор профессии и
дальнейшую трудовую деятельность:
-
когда
хотят ребенка определенного пола
-
стремится
продолжить в ребенке себя
-
стремление
к компенсации
-
реализация
сценария «родители вундеркинда»
-
стремление
к сохранению родительского приоритета любой ценой
Эти 5
сценариев проходят бессознательного.
Результаты:
Профориентация – комплекс социально-экономических
психолого-педагогических и медико-физиологических задач, цель которых
формирование профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным
особенностям личности и запросам общества в кадрах.
В числе
психолого-педагогических задач:
-профинформирование
профконсультирование
В проведении
профконсультации: 2 этапа
5 основных
мотивов обращения оптантов в профессиональную консультацию:
Профессиография – описание и классификация профессий
с точки зрения требований, предъявляемых человеку. На основе ПГ составляется профессиограмма
– сводка (обощение) знаний о профессии и о системе
требований, предъявляемых человеку.
Профессиограмма включает:
Составление
психологического профиля (психограмма – его
графическое изображение)
«Психология
самореализации личности» Филимоненнко (статья).
«Жизненный
путь – самореализация личности с опорой на подсознание»
Когда
человек долго занимается не своим делом – противоречие между сознанием и
подсознанием (сшибка)
Неудовлетворение,
дискомфорт.
Чувственные
индикаторы:
1. чувство устойчивого невезени, неудачливости;
2. Тягостная утомительность дел и
достижений. Постоянная усталость.
3. Отсутсвие выраженного удовлетворения от
достигнутого успеха
4. Чувство дискомфорта, раздражения в
ответ на предложение перечислить свои жизненные планы.
3 выхода:
Профотбор.
I.
Понятие
ПВК.
Под профессионально важными качествами следует понимать
отдельные динамические черты личности, отдельные психологические и
психомоторные свойства (выражаемые уровнем развития соответствующих псилогических и психомоторных процессов), а также
физические качества соответствующие требованиям к человеку какой-либо
профессии, способствующие успешному овладению этой профессией (Марищук В.Л.).
Среди ПВК есть качества, которые независимо от профессии
значимы:
-
ответственность
-
самооценка,
самоконтроль
Самооценка
входит в структуру самосознания. Формируется как средство целесообразного поведения
и деятельности. Самооценка деятельности – оценка себя как субъекта
деятельности, т.е. определение человеком своих возможностей, реального или
потенциального выполнения как будущей, так и настоящей деятельности.
Виды самооценок.
- прогнозтическая – т.е. оценка своих возможностей до начала
выполнения деятельности
-
корректирующая (промежуточная) – по ходу деятельности
-
ретроспективная – оценка результатов деятельности.
Основные компоненты.
1) когнитивный – связан с познавательной
стороной. Сравнение результатов своей деятельности либо с внутренним эталоном,
либо с результатами других людей. Зависит от гностических способностей
человека, от информации относительно оцениваемого параметра
2) эмоционально-мотивационный – связан с
отношением субъекта к своим возможностям и результатам деятельности. Зависит от
психофизиологических, психологических и социальных факторов.
Основные характеристики самооценки.
1) Уровень СО – относительная высота
2) Адекватность – соответствие
результатов деятельности индивида его оценочным суждениям о них.
3) Устойчивость – степень сохранения
уровня и адекватности в меняющихся
условиях
Коррекция –
дело неблагодарное.
II.
Профотбор
–
научно-обоснованный допуск людей к определенному виду профессионального
обучения.
Виды:
-
медицинские
-
образовательные
-
психологические
-
социальные
(возраст, пол, национальность)
1 тип профессий – с абсолютной профпригодностью
– предъявляет такие требования, которые может удовлетворить только люди,
которые обладают специальными особенностями.
2 тип профессий – может справится практически любой человек,
если его обучить.
Принципы
психологического отбора:
1. Обоснованность. Практическая
целесообразность, социально-экономическая необходимость, наличие специалистов
2. Комплексность – наиболее широкий охват по всей структуре личности.
3. Динамичность – пролонгированный
отбор, не только на входе но и по ходу обучения
4. Группировка специальностей
Методы
отбора:
1)
тестирование:
аппаратные
2)
методы
моделирования
Структура
отбора:
1.
Определение требований к операторам – анализ профессии – выделение компонента
ПВК
2. Методы
оценки требуемых качеств
3. Проверка
методик на валидность
4.
Проведение отбора
Профессиональная
подготовка.
Профессиональная подготовка – особый вид деятельности, основанный на усвоении человеком общественного опыта и формирования на этой базе психологической системы деятельности и личности обучаемого в целом.
Профессиональные знания Профессиональные умения, навыки Проф. адаптация Оценка профессиональной пригодности Практическое обучение Теоретическое обучение
Можно выделить 3 этапа:
мотивация цель
|
|
|
|
Формы общения
ИПО
Опыт
Мотивация
Пол
1. инидвидуальное
обучение 2. коллективное 3.групповое
возраст
Принципы обучения.
· Принцип наглядности – устранение вербализма
· Принцип доступности или нарастающей сложности
· Принцип сознательного активного участия
· Принцип системности
· Принцип прочности знаний
· Принцип оперативности знаний – перенос знаний на другие смежные области
· Принцип связи теории с практикой
· Принцип индивидуального подхода
· Принцип научности
2. Принципы технологии профессиональной подготовки.
· Принцип деятельностного понимания профессии
· Принцип научности
· Принцип соответствия конструируемых технологий современным мировым тенденциям развития специфики образования (фундаментализация, индивидуализация, гуманитаризация)
· Принцип непрерывного обновления содержания
· Принцип оптимизации процесса подготовки – достижение цели обучения с минимальными затратами сил обучаемых
· Принцип качественной оценки результатов
· Принцип воспроизводимости процесса обучения и его результата
· Принцип синтеза результатов, полученных в смежных с педагогической областях знания
С психологической точки зрения знания могут выступать в 2-х формах:
- форма наглядных представлений
- в форме понятий (абстракция)
Должна быть сформирована такая система знаний, которая обеспечивает легкий перенос образов в понятия и наоборот. Особо важно при подготовке операторов.
Навык – действие, сформированное путем повторения, характеризуется высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной, сознательной регуляции и контроля.
Классификация:
1) перцептивные – автоматизированное, чувственное отражение свойств и характеристик хорошего знакомого неоднократно воспринимаемого ранее предмета. (слюна при виде лимона)
2) интеллектуальные – автоматизированный прием, способ решения ранее встречавшейся задачи. (натаскивание на определенный вид задач). Минимизирует затраты; в экстремальной ситуации могут не работа, т.к. нужно действовать вопреки навыкам.
3) Двигательные – автоматизированное воздействие на внешний объект с помощью движения с целью его преобразования. Самые сложные включают в себя и 1 и 2, или регулируются.
Те которые были сформированы раньше, позже разрушаются.
Умения – 1 промежуточный этап овладения новым способом действия, основанный на каком-то знании.
Методы обучения:
Кларк Керр выделил 4 этапа:
Основание: характер учебно-познавательной деятельности, с точки зрения источника получения знаний.
1… принцип ведения дискуссии Дорошевского: самое главное отсутствие эмоциональности, постоянное наличие решаемой проблемы перед глазами.
Активные методы обучения: Грановская Р.М.
Нервно-психические затраты (цена обучения) Тенденции психофизического состояния а
деятельности Индивидуальные психологические особенности Умения, навыки Итоговые проверки знания
Что подлежит оценке
Кривые научения – оценка навыко, в виде графика.
Зависит от:
- вид использованного навыка
- методы тренировки
- мотивация
- индивидуальные особенности.
Плато – достигается максимальная эффективность обучения, и сохраняется в течение промежутка времени. По V осуществляется быстрее, чем по безошибочности.
Наиболее типичные ошибки при оценке:
Профессиональная
адаптация.
Адаптация – приспособление организма к общеприродным, производственным и социальным условиям.
Адаптация – все виды врожденной и приобретенной приспособительной деятельности организма с процессами на клеточном, органном, системном и организменном уровне.
Профессиональная адаптация – процесс
становления и восстановления динамического равновесия в системе человек –
профессиональная среда.
Различные аспекты адаптации: биологический,
физиологический, информационный, экологический, личностные,
социально-психологические.
Профессиональная адаптация в 3-х аспектах:
-
адаптация индивида к
физическим условиям профессиональной среды – психофизиологический аспект (1)
-адаптация
к профессиональным задачам и информации – собственно профессиональная
адаптация(2)
-адаптация
личности к социальной среде – социально-психол-ий (3)
1... к различным состояниям физической среды –
температура, влажность и т.д.
Критерии
психофизиологической адаптации:
-
состояние здоровья
-
уровень тревожности
-
настроение
-
степень утомляемости
-
активность поведения
2... Этапы профадаптации:
-
первичная – после
образовательного учреждения
-
стабилизация
-
дезадаптация – связана с
изменением класса задач, повышения, изменения места работы, болезни
-
вторичная адаптация
Критерии профадаптации:
-
успешность деятельности
-
способность избегать
ситуаций, создающих угрозу деятельности
-
осуществление деятельности
без значительного нарушения здоровья
3... Критерии социальной адаптации
-
участие в общественной деятельности и удовлетворение
от этого
-
межличностное общение:
социометрический статус, удовлетворенность собой в деятельности, отношение с
руководством
Половые различия:
При первичной – женщины успешней;
При вторичной – мужчины.
Женщины к социально-психологическим факторам
среды; а мужчины к деятельности.
Факторы,
влияющие на успешность адаптации:
1. субъективные:
пол, возраст, личносные особенности
2. средовые:
условия среды.
Возрастные особенности:
молодые более адаптивны; но более зрелые в силу опыта лучше адаптируются к
социальным факторам.
Характеристики,
влияющие на адаптацию:
-
эмоциональная стабильность
-
активность личности
-
самооценка, саморегуляция
-
интроверсия, экстраверсия
-
тревожность
-
энергетический потенциал
мотивации
-
система ценностных
ориентации
Мотивация.
Мотивация – побуждение человека к действию.
Мотивация к
профессиональной деятельности – процесс
такой ориентации потребностных мотивов (стимулов),
при которой работник стремится к достижению цели организации.
В основе
мотивов – потребности.
Общее
принципы создания и поддержания мотивации со стороны руководителя:
-
творчество,
привлекательность работы
-
четкие
цели и конечный результат
-
целесообразность
вовлечения работников в процесс планирования целей и текущих задач
-
уважение,
доверие, искренность
-
признание,
благодарность за достигнутые рез-ты
-
делигирование ответственности, предоставление права
самостоятельно принимать решения
-
выявление
и устранение факторов затрудняющих выполнение деятельности
-
обеспечение
продвижения по службе
Обеспечение
самооценки:
-
умение
правильно распоряжаться собственным
временем
-
умение
отделять существенное от второстепенного
-
поддержание
деловых контактов
-
крепкая
семья
-
друзья
-
четкая
жизненная позиция, ценностные ориентации
-
работа
не в ущерб здоровью
-
душевная
бодрость, не застревание на недугах
-
развитие
сильных сторон, исправление недостатков
-
личный
план развития
-
смена
задач
-
главный
ответственный за карьеру сам человек
-
обратная
связь
-
самовознаграждение
Опыт Японии:
-
система
пожизненного найма
-
гарантированное
продвижение по службе
-
коллективное
принятие решений
-
коллективная
ответственность в случае убытка – вычеты с руководящего состава
-
формирование
поощрения коллективного духа
-
демократизм
-
деньги
не самоцель
-
доверие
к работнику
-
наглядная
агитация – плакаты.
Выход
на пенсию.
Факторы риска:
1. высокая профессиональная подготовка –
чем выше уровень профессиональной подготовки, тем тягостней выход на пенсию.
2. несоответствие между внутренним
желанием продолжать работу и рациональным пониманием необходимости прекратить
ее – возрастной барьер
3. сочетание тревожно-мнительных черт,
тенденции к лидерству, снижение адаптации
4. полное отсутствие психической
подготовки к выходу на пенсию – сосредоточенность на работе.
Возраст
человека – многомерный подход: