7.  Генетические программы и их гипотетическая структура.

Существуют врожденные способы поведения человека и животных, которые обеспечивают не только двигательные акты, но и анализ свойств окружающей среды по определенным законам и с определенной целью - ГП.   Они записаны в генетической памяти. Структуру ГП можно представить следующим образом.

1.ур. базовые ГП.

Первая программа.- социобиологическая- забота о потомстве.

Вторая программа-Ориентация в социуме (взрос.поведение, инфантилизм .

Третья прог.- особенности функционирования мех-ов питания.

2.ур.Инстинкты-  жизненно важная целенаправленная адаптивная форма поведения, обусловленная врожденными мех-ми, реализующаяся в ходе онтогенеза, характеризующаяся строгим постоянством своего внешнего проявления у данного вида организмов и возникающая в ответ на специфические раздражители внеш. и внут. среды организма. Виды:

1.Игровой 2.Миграционный 3.Пищевой 4.Подражательный

5. Половой 6.Родительский 7.Сохранение вида 8.Стадный

3. ур Рефлекс- опосредованная нервной системой закономерная реакция ор-ма на раздр-ль. Классиф-ии:1. по локал. рец-ов; 2. по локал. центрального звена(спинальные, бульбарные мозжечковые и т.д.); 3.по локал. эффекторной части(соматич. и вегетат.); 4. по эффекторным изменениям (глотател., мигател, и т.д.); 5 по хар-ру влияния на деят-ть эффектора (возбудит. и торм.)

4.ур.  Реакция – любой ответ ор-ма на изменение во внеш. или внут. среде. 

8.Интеграция информации об окружающей среде путем активизации генетических программ.

При анализе – синтезе св-в окруж. среды чел использует  готовые шаблоны, основанные на мобилизации существующих в генетич. п-ти программ поведения. Объект или ситуация с помощью определенных признаков вызывает активизацию сложного комплекса ГП, исполнительные части к-ых являются элементами некоторого целого. Они объединяются по з-нам  становления целостного образования, формируя новое качество, к-ое становится психическим явлением (эмоции, состояния, чувства).

См шп. 7.

Виды п-ти:

1. Генетическая - п-ть, согласно к-ой воспроизводится вся структурно - функциональная организация его представителей. Носители – ДНК. Хранения и воспроизведение генетической инф. осущ-ся при участии белков-энзимов.  

2.Иммунологическая.

3.Нервная:

- сенсорная

-кратковременная

-долговременная.  

12. Локализационнизм и структурализм.

Локализационнизм – атомистический подход. Психика рассматривается как совокупность отдельных механизмов, присущих отдельным частям психики. Согласно локализационизму каждая, даже самая элементарная, психическая функция, каждое психологическое свойство или состояние человека однозначно связано с работой ограниченного участка мозга. Галль  считал, что психику м. связать с определенной деят-ью мозга. Первый описал белое и серое в-ва. С 50-60 гг. стали появляться др. работы, идущие из клиники. Обнаружены зоны Брока, Вернике. Появлялись карты-схемы мозга, но не по y-му параметру. По разным клас-ям от 40 до 50 зон. Впоследствии оказалось, что различные нарушения психических процессов нередко связаны с одними и теми же мозговыми структурами, и наоборот, поражения одних и тех же участков мозга часто приводят к выпадению различных функций. Эти факты в конечном счете подорвали веру в локализационизм.

Структурализм. –на происхождение психических функций влияет деят-ть н.с. в целом. Пример теория Лешли. Основные положения: 1. Процесс выучки и прочность заучивания не зависят от строго локализованных структурных изменений коры. 2. Роль различных частей одногот и того же специализированного поля качественно одинакова (принцип эквипотенциальности). 3. Мех-м интеграции следует искать в динамических отношениях частей н.с. 4. Эксперименты позволяют предполагать, что поведение животных не отличается от человеческого. 

 

1.Предмет и задачи психофизиологии. Проблема психогенеза.

П.- наука о физиологических и нейрофизиологических механизмах  психических явлений, о происхождении психического (психогенеза). Главной задачей П. является причинное объяснение психических явлений путем раскрытия лежащих в их основе нейрофизиологических механизмов. Человек является объектом исследования в психофизиологии и объектом приложения психофизиологических знаний. Человек трехипостасен, обладает единством трех иерархических вероятностных сущностей и явлений: духовное, душевное (психическое), телесное, (плотское, физическое). Отсюда, предметом психофизиологии являются вероятностные духовные, психические и физические сущности человека в их взаимосвязи и взаимообусловленности.

Проблема психогенеза. Несколько аспектов:

1. Общенаучный (какие з-ны природы м. привлечь для объяснения психики? Какие особенности психики явл-ся наиболее важными?) Любое психическое явление – это целостное образование, к-ое состоит из элементов. Из этих элементов м. образовываться новые кач-ва, к-ых нет ни у одного из элементов (становление перцептивного образа).

2.филогенетический - на каждом уровне развития свое строение н.с. (адаптация к окруж. среде). Сложнее окр. среда – сложнее строение и поведение.

3. Связан с сущест-ем разных форм психического.    

9. Интеграция информации об окружающей среде путем  активизации мех-ма детекции признаков.

В нервной системе сущ-ют определенные структуры, к-ые выполняют функцию выделения признаков предметов окр. среды. Эти детекторы представляют собой иерархию. Каждый д. воспринимает множестве раздр-ий и передает их суммарную хар-ку. Д. состоит из рецепторов, предетктора, детектора – локальный анализатор  (выделяет отдельный признак). Совокупность образ-ет сенсорный анализатор. Модульный принцип н.с. позволяет совмещать разнохарактерные потоки инф-ии и выделять их инвариантные хар-ки (более подробно 5).

Внешний раздр-ль, воздействуя на орг-м и вызывая реакции отдельный рецептров, создает распределение возбуждений на выходов рец-ов. Оно исп-ся для первичного анализа, в рез-те к-го выдел-ся отдельные признаки действующего стимула, что осущ-ся посредством нейронов-детекторов. Каждому параметру объекта соот-ет локал. анал-ор, к-ый отражает отдельное качество объекта. Совокуп-ть таких систем - глобальный анал-ор – отражает предмет в целом. Т.о. для отображения объекта необ-мы: 1. рецеп. клетки 2. набор детекторов признаков объекта 3. место сборки инф-ии – мозговой экран 4. анатомически закрепленное перекрытие рецептивных зон нескольких локальных анализаторов.  

    

5. Проблема субстрата психического. Нейрон, рецептивные поля(РП) , синапс, нервные сети, модули, нейроны-детекторы.

Нейрон - нервная клетка (аксон, дендриты). Три группы (афферентные, эфферентные, вставочные). РП – все те сенсорные рецепторы, к-ые влияют на активность нейрона. Все нейроны передают сигналы через специальные участки мембраны, к-ые образуют контакты – синапсы. Детектор- элемент, максимально возбуждающийся только определенным значением стимула. Типы:

Можно говорить о фиксационных нейронах, н. зрительного прослеживания, саккадических, светочувствительных, полимодальных, детекторы новизны, семантические н. Арбиб в сетчатке выделил: 1. детекторы границы 2. Детекторы движущегося закругленного края 3. детекторы движущейся границы 4. детекторы затемнения.

Крупные образования в н.с. состоят из локальных цепей, к-ые образуют модули. Можно выделить несколько уровней организации: 1.Микросети – синапсы. Они имеют с другим нейроном много связей, к-ые обеспечиваются шипиками- влияют на характер передаваемого сигнала.

2. Локальные сетиколлатерали нейронов и интернейронов.

3. Локальные модули – Группы локальных сетей. (ганглии)

4. Поля и доли коры.  Поля – области коры, где многократно повторяются однотипные модули, благодаря чему данная область способна осуществлять специфические операции.   Кора состоит из 4-х главных долей (затылочная-зрит., теменная-соматосенсорные, лобная-двигат., височная-слуховые)В пределах каждой доли сущ-ют поля, не связ. с к-л функцией – ассоциативные – играют большую роль в формировании хар-ых челов-их особенностей. 

5.Полушария – совокупность всех долей соот. стороны.

Т.о. каждый модуль выполняет свою специф. ф-цию при организации поведения. Их координация происходит по мех-му работы функционнальной системы.

13. Концепции поведения.

Все концепции основаны на объединении преимуществ струк. и локал.

2. Психофизиологическая проблема (ПП) и ее аспекты.

(ПП)- проблема соотношения психики и физиологии.

 

                                                                  Мозг и нерв. сигн.

поведение                       Психика

(зависимы ли мы?        (отражение)

Образ окр. среды у каждого                      Отражат. объект

свой  (субъективен).                                                (адектватность                                                                  

                                                                                       отраж.)

Противопоставление психического и физиологического некорректно. Психику м. изучать в онтологическом и гносеологическом аспектах.

4. Основные источники знания о деят-ти н.с и поведения.

1. Сравнительно-онтологические данные – первый источник.

Эксперименты над менее организованными.

3 принципа эволюции строения мозга:

- на различных этапах эволюции отношение организма со средой и его поведение регулируется различными аппаратами н.н. Þ мозг чел-а продукт длительного развития.

-Прежние нервные аппараты сохраняются в мозге, но в процессе эволюции меняют роль. Меньше обеспечивают поведение, регулируют состояние.

-Принципы вертикального строения функ. сист. органов (иерархия)

2. Физиологические данные:

- раздражение коры (можно отслеживать изменение поведения);

-опыты с непрямой стимуляцией коры;

- метод вживления электродов;

- метод изучения  биоэлектрической активности (кардиограмма);

- изучение поведенческих р-ций.

3.Клинический метод:

- изучение клинических данных;

-метод расчлененного мозга (при эпилепсии);

-метод включения (у шизофреников и при депрессии) угнетение прав. или левого полушария.

15. Психическое целое и законы психогенеза.

Психическое целое – любое психическое явление. Психическое целое многослойно. Можно говорить о статике и динамике. Статика.

Элементы. Для существования целого нужны элементы. Min=3. Для психич. целого  необ-ма критическая масса, чем больше элементов, тем больше устойчивость целого. Элементы неравноценны. Есть доминанта. Ее св-ва – повышенная активность, вариативность, способность подавлять и интергрировать деят-ть др. элементов. Для сущ-ния целого необ-ма связь между элементами. Ей управляет доминанта. Слои. 3 сферы: эндопсихика, мезопсихика и экзопсихика.

Общие хар-ки целого. Сумма внутренних связей элементов (СВС ), нижний и верхний порог СВС, допустимый диапазон вариации активности элементов. Динамика. Динамические св-ва. Интеграция, конвергенция, регуляция,инвариантность, эквипотенциальность, фазовый хар-р, возм-ть передачи ф-ции от одного элемента др., управление целым путем изменения вариативности элементов.

З-ны становления псих. целого. 1.Правило критической массы.

2. З-ны гештальт (множ-во элементов воспринимаются как одно; з-н хорошей формы; коллективное движение эл-тов, их однородность).

З-ны сохранения псих. целого. З-ны трансформации (взаимодействие элементов в границах одного слоя) 1. Выталкивание нежелательного элемента. 2. Проекция 3. Деноминация (нежелат. элемент целого наз-ся по-другому и наделяется др. кач-ми) 4. Переструктурирование (искусственные связки) 5.Спонтанная вариативность – активность элементов постоянно меняется.  З-ны компенсации (замена выпавшего элемента) 1. Символизация 2.Идентификация 3.Реверсия. З-ны регрессии.

(замена элемента верхнего слоя элементом нижнего слоя)

З-ны разрушения целого. Причины (влияние др. псих. целого, др. слоя.;↓ уровня активности н.с.) Этапы: 1.↓числа связей; 2. появл. индифферентных элементов; 3. появление отдельных блоков, подсистем; 4. «поляризация» блоков и отдельных элементов; 5. новая доминанта; 6. деление целого на части. 

 

11(1).Гуморальные влияния на психику. Гормоны и психика.

Для объяснения происхождения псих. явл-ий учета только нервного фактора недостаточно: важную роль играет гуморальный фактор. Гуморал. регул. – регул. жизнедеят-ти через жидкие среды: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Регулир. происх. с помощью биол. важных веществ, к-ые выделяются клетками, органами, тканями. Ключ. роль играют гормоны – выделяются эндокринными железами в кровь и с кровью поступают к органам и тканям.

Гипофиз- самая гл. железа регул. деят-ть всех остальных желез. Г. находится под строгим контролем гипоталамуса. Они связаны кровенос. сосудами. Гипоталамус выделяет 2 вида активных в-в: лабирины и статины, к-ые влияют на деят-ть Г.

Лабирины активизируют его, а статины тормозят. Г. разделяется на две доли: заднюю и переднюю..

Передняя:1 соматотропин (СТГ) влияет на белковый , углеводный  обмен, выработку гликогена в мышце Растройство Þ вялость, сонливость. 2.адренокортикотропный гормон (АКТГ)- кора надпочечников; 3. териотропин (ТТГ)-щитовидная железа; 4. Гонадотропин – регулирует деят-ть половых желез; 5. Лактогенный гормон – стимулирует деят-ть молочных желез; 6. меланофорстимул. г. –стимулирует пигментацию.   Задняя : вазопрессин – регулирует АД, тонус гладких мышц и окситоцин – регулирует матку, тонус глад. мышц.

Щитовидная железа  Выделяет тироксин (интен. осн. обмена) 2 типа нарушений – гипотериоз (низк. интен-ть обмена) и гипертериоз (­ АД, мышеч. слабость, если в детстве-кретинизм, псих. наруш.). 

 Паращитовидная железа.  Паратгормон -регулирует концентрацию Са в крови и т.д. Гипофункция: судороги, выпадение волос.

Гиперфункция: Из-за высокого уровня Са в крови, в ткани его мало → кости мягкие, ломкие. Са откладывается в др. органы (почки).

   

11.(2)Гормоны и психика.

Надпочечники: Мозговой слой(регулирует внут. секрецию, выделяет адреналин и норадреналин)   и корковый (ок. 30 гормонов: глюкокортикоиды, минералокортикоиды, гормоны, регул. деят-ть половых желез). Адреналин и норадреналин  управляют нервными импульсами.

Поджелудочная железа: Инсулин поддерживает уровень сахара в крови.

Половые железы. Секретируют женск. и мужск. половые гормоны: эстроген (эстрадиом) и прогестерон(тестостерон).

Вилочковая железа. Влияет на рост в детстве.

Эпифиз. Нах-ся в промежуточном мозге. Выделяет еленин и др. в-ва, регулирующие обменные процессы, водосолевой обмен.

 

Парафренология-  наука о взаимодействии клеток и гормонов на уровне гормонов.

6. Три отдела (функц. блока)  н.с. и психика.

3 отдела: 1. вегетативная н.с.; 2. двигательная н.с. 3. ЦНС.

1.. В нее входит лимбическая кора, орбитальная кора, гиппокамп, премоторная кора, миндалевидный комплекс.  Делится на(а)симпатическую и (б)парасимпатическую.

(а) состоит из волокон, кл тела к-ых лежат в боковых столбах серого вещ-ва с.м. Их аксоны выходят через передние корешки спинномозговых нервов вместе с двиг. волокнами к скелетным мышцам®отделяются и образ. вегетативную ветвь спинномозгового нерва, идущего к симпатическому ганглию (парные). Всего 18 пар: от шеи до обл. живота. 

(б) Состоит из волокон, начинающихся в г.м. (средний, продолговатый) и выходит в составе 3,7,9.10 черепно-мозговых нервов.

Преобл. (а) - ­АД, ­ частота PS и дых. ¯ t° конечностей. Видят ситуауию в целом, плохой аппетит, хорошая п-ть, письменная речь.

Преобл. (б) наоборот. Краснеют. Подверженны укачиванию.  Им легче написать, чем сказать. Стресс, алкоголь – депрессия.

2.. Состоит из: (а) пирамидальная система и (б) экстрапирамидальная. 

(а) организует целенаправленные, точные движения. Состоит: моторная кора, внутренняя капсула, мост, латеральные кортикоспинальные волокна.

(б) более древняя. Регулирует мышеч. тонус.  Состоит: поясная и моторная кора, базальные ганглии, часть таламуса и итраламинарные ядра, субталамическое ядро, мозжечок, красное ядро, черная субстанция, ретикулярная формация.

3.. 3 отдела: (а)проекционные зоны,(б)вторичные и(в) третичные.    

(а) производится первичная обработка поступающей инф-ии. Поля 3, 4,17,41. Связ. с периферическими отделами н.с. 

(б) осущ-ся тончайший анализ раздражений и их упорядочивание. Поля 1,2,43,6,18,19,42.

(в)Осущ-ют наиболее сложный анализ, синтез деят-ти нескольких анализаторов. Поля 5,7,39,40- теменные, 21,32,37,38- височные, 8-12,44-47- лобные. 

10. Организация совместной работы двух мех-мов оценки св-в окруж. среды (ГП и детекторы).

Этот мех-м м. описать с помощью метода ВП – комплекс электрических колебаний биопотенциалов, регистрируемых с поверхности черепа а ответ на афферентное раздражение. ВП явл-ся отражением последовательного возбуждения разных структур мозга. Делятся на (а)первичные и (б)вторичные. К (а) относятся, только ответы, возникающие  в корковых проекционных зонах анализаторов. Связаны с оценкой физических хар-к сигналов. (б) возникают при адекватных и неадекватных раздражениях рецепторов. Опред. биологическое значение события.

Можно предположить , что сначала начинается анализ ситуации по признакам. Выделенные признаки запускают мех-м анализа среды с помощью ГП. Т.о. оказывается, что работа 2-х мех-мов отражения св-в предметов окр. среды идет параллельно, причем один мех-м работает для определения объективных хар-к события, а другой – оценивает смысл указханного события.

Анализ св-в окружающей среды носит дискретный хар-р.  Отдельный квант взаимодействия субъекта с объектом состоит из 2-ух компонентов, связанных, во-первых, с разложением объекта по признакам и , во-вторых, с запуском на этой основе соответствующих ГП. Структура отдельного кванта непостоянна и периодически меняется и т.о. в один момент времени преобладает анализ по признакам, а в другой- анализ посредством ГП.         

16.Три сферы психики. Их биологическая ф-ция.

Всю психику возможно разделить на три сферы: 1.Эндопсихика, 2.Мезопсихика,3. Экзопсихика. Эти сферы сущ-ют одновременно. Они представляют собой  некоторое атомарное образование, где есть ядро (1), промежуточный слой (2), оболочка (3). Субстрат 1- вегетативная н.с., элементы - ГП; 1 многослойна (8 слоев). Ф-ция 1-организация самозащита. Взаимодействует с окр. средой невербально. Мир видится обобщенно, он поляризован и состоит из «враждебных» и «дружественных» элементов.   

3) Субстрат – ЦНС-психический мозг. Многослойна (3 слоя, соот. проекционным, вторичным и третичным слоям коры). Язык взаимодействия с окр. средой – вербальный. Мир символизирован, имеет предметный хар-р.

2) Субстрат- соматический мозг и все те структуры, где происходит совмещение потоков инф-ии. Слоев ок. 5.Взаимодействеут с окр. средой посредством пантомимики и  языка поступков и действий. Ф-ци 2 и 3 – взаимодействие с внешней средой и адаптация к ней.

17.Эндопсихика и ее компоненты. Эндопсихика – ядро любого сложного псих. явления. Ее основа- генетическая и долговременная п-ть. Субстрат-вегетативная н.с. (см 6).

Элементы. Совокуп-ть ГП(ее можно представить в виде слоев) и их иерархия. Можно выделить 8 слоев. Каждый слой несет несет ГП своего уровня обощенности. Эти ГП регулируют каждая свой параметр или их совокупность, обеспечивающий адаптацию орм-ма к среде. Сущ-ет мех-м регуляции работы совокупности программ верхнего слоя программой нижнего. Для такой регуляции необ-мо получать обобщенную инф-ию о деят-ти целой совок-ти более частных программ.

Ф-ции. Основная –самозащита. (см 16)

Компоненты. 1. Состояние(по Левитову) – целостная характеристика психической деят-ти за определенный период времени, показывающую своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических св-в личности.  Субстрат – регуляторные системы орг-ма. Элементы – ГП и реакция. Функ-ия структура – системное образование, многокачественно, иерархично. Это совокупность ГП программ, запущенных конкретной ситуацией. Псих. ф-ция. – 1 адаптация; 2. Управляющая и регулирующая; 3. Антиципирующая; 4.Побуждающая; 5. Оценочная; 6. Информационная; 7. Энергетическая; 8.Целевая; 9. Интегративная. Главное-выявление отношения ор-ма к среде с целью адаптации к ней. Инвариант. – общая, совмещенная часть совокупности ГП, запускаемая наличной ситуацией. Псих-ое явл-ие.-  ф-ция динамического целого, образующегося на базе ГП. Параметры псих-го состояния:1.Целостность;2.Фоновость;3.Многокомпонентность;4.Иерархичность;5. Активность; 6. Субъективность; 7. Объективность; 8 Интенсивность; 9. Экстенсивность;10. Полиструктурность; 11. Многомерность; 12.Целесообразность; 13.Длительность; 14. Устойчивость; 15. Принципиальная обратимость; 16. Ситуативность; 17. Динамичность; 18. Оптимальность; 19. Напряженность; 20. Готовность;21. Обобщенность  

2.Эмоции- отражение субъектом его отношения к значимым для него явлениям.

Субстрат см выше. Элементы –ГП. Функц-ые структуры – Эмоции м. разделить на 2 группы: 1- под влиянием вегетативной н.с.; 2- ЦНС.

1. Теория функциональной системы(ФС) Анохина. ФС-круг определенных физиологических проявлений, связанных с выполнением к-л определенной функции. С-ва: 1 В ФС входят не только корковые нервные структуры, но и ряд подкорковых образований. 2 Состав ФС не опред-ся топографической близостью структур или их принадлежностью к к-л существующей анатомической классификации 3 Критерий объединения элементов в систему – цель, стоящая перед оганизмом 4 Критерий полноценности объединения – конечный приспособительный эффект 5 ФС обладает регуляторной функцией. Стадии развития: Стадия афферентного синтеза складывается из: а) доминирующая мотивация, б) обстановочная афферентация, в) пусковая афферентация, г) пусковая афферентация  Стадия принятия решения  Ор-м формирует определенное решение поведенческой задачи. Заканчивается формированием комплекса комплекса афферентных возбуждений, способного обеспечить соответствующее эффекторное исполнение программы действий. Стадия эфферентного синтеза и формирования акцептора результата действия.  

 

.Миллер, Галантер, Прибрам. Т-О-Т-Е

17.2. Эндопсихика и ее компоненты.

Психическая ф-ция: сигнальная, оценочная, регуляторная, отражательная, переключающая, подкрепляющая, компенсаторная.

Инвариант- совмещенная часть нескольких ГП.

Псих-ое явление:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           

Hosted by uCoz