Вопросы по актуальным проблемам педагогики.

1.     Педагогика в системе наук о человеке.

2.     Основные понятия педагогики: воспитание, образование, развитие, обучение.

Воспитание- процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни. Различают 4 смысла этого слова: в широком социальном смысле, когда речь идет о воздействии на человека всей окружающей действительности; в широком педагогическом смысле, когда имеется в виду целенаправленная деятельность, охватывающая весь учебно-воспитательный процесс; в узком педагогическом смысле, когда под воспитанием понимается специальная воспитательная работа; в ещё более узком значении, когда имеется в виду решение определенной задачи, связанной, например, с формированием нравственных качеств.

Образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства. Обучение – целенаправленное пробуждение и удовлетворение познавательной активности человека путем его приобщения к общим и профессиональным знаниям, способам их получения и применения их в личной практике.  Развитие -  изменение во внутреннем мире, облике человека в результате внешних влияний и его собственного активности; деятельность по достижению такого результата.

3.     Национальная доктрина образования.

Национальная доктрина образования в Российской Федерации (далее доктрина) - основополагающий государственный документ, устанавливающий приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития.

Доктрина определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования.

4.     Единый государственный экзамен: приоритеты, спорные вопросы. ГИФО.

ГИФО - государственные именные финансовые обязательства. Эта система предполагает более объективное распределение средств, выделяемых государством на бесплатное бюджетное высшее образование. Каждому учащемуся, сдавшему единый госэкзамен, будут выдавать свидетельство. Категория ГИФО будет зависеть от того количества баллов, которое учащийся наберет в результате тестирования. Наивысший балл (балл высшей категории) обеспечит бесплатное обучение в высшей школе, а далее нужно будет доплачивать самому в зависимости от количества набранных баллов.

 

5.     Парадигмы образования: основные характеристики.

«Парадигма» значит пример, в педагогике употребляется как концептуальная модель образования. Их очень много.  Парадигмы отличаются по целям, которые ставят перед образованием и по способам достижения целей.

Эзотерическая парадигма: суть в отношении к Истине как вечной и неизменной; истину нельзя познать, к ней можно приобщиться в состоянии озарения. Педагогический процесс – это не сообщение, не общение, а приобщение к Истине. Традиционалистско-консервативная (знаниевая): 3 постулата: 1) в основе образования должны лежать базовые знания и соответствующие умения и способы обучения; 2) содержание образования должны составлять действительно важные знания; гуманистический постулат. Технократическая: в основе – представление об истине, доказанной научно обоснованным знанием, проверенным опытом. Любой рез-т м.б. оценен в системе «да-нет»; «знает-не знает».и т.д; всегда сущ-ет эталон, с к-ым сравнивают ребенка. Бихевиористская: ведущий принцип образования – регулирование внешних условий процесса и р-ции на него учащихся. Школа как путь усвоения знаний с целью формирования оптимального поведения. Все обучение сводится к формированию конкретных навыков и реакций. Гуманистическая: в центре внимания – развитие ученика. Одна из основных установок – ценностно-смысловое равенство ребенка и взрослого, в праве познавать мир без ограничений. 

 

6.     Современная общеобразовательная школа: основные приоритеты, цели, проблемы.

7.     Типы школ: краткая характеристика.

Массовая общеобразовательная школа: берут всех. М.б. специальные классы. Элитарные школы (гимназии): бывают классические и реальные (более глубокое изучение естественно-научных предметов). Классические готовят для университетов, а реальные – для технических и сельскохозяйственных вузов. Школы-академии: обширное гуманитарное образование европейского типа. Развитие и поддержка одаренности. Лицеи: Для старшеклассников. Профильные учебные заведения, осущ-ие довузовскую подготовку. Обычно при крупных вузах. Школы углубленного развития в обл-ти к-л цикла учебных дисциплин: школы природы, школы здоровья, школы искусств, с углубленным изучением мат-ки или предметов художественно-эстетического цикла, физические, архитектурные. Школы, тип к-ых определяется технологией образования: школа  личностно ориентированного обучения, школа дифференцированного обучения. Школы европейского типа: Вальдорфская (школа свободного развития), школа предметно-чувственного развития Монтессори (обращенность к сенсорному развитию), школа Ховарда. Немногочисленны. Традиционные образовательные структуры для детей с ослабленым здоровьем: для слепых, глухих и т.д. Обычно школы-интернаты. 

8.     Государственные и негосударственные образовательные учреждения.

9.     Содержание образования как основной элемент дидактики.

В законе РФ образование определяется как «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, об-ва и гос-ва». Образование – это общественно организуемый нормируемый процесс постоянной передачи предшествующими поколениями последующим социально-значимого опыта, представляющий собой в онтогонистическом плане становление личности в соответствии с генетической программой и социализацией личности. Источник формирования содержания образования  - культура или социальный опыт. Принципы отбора содержания образования:

-        принцип соответствия  содержания образования уровню современной науке;

-        принцип единства учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения при формировании и конструировании содержания учебного плана. (представленность всех видов чел-ой деят-ти во всех учебных предметах)

-        принцип стуктурного единства содержания  образования на разных уровнях его формирования с учетом личностного развития и становления школьника.

Носители содержания: учебный план, учебная программа, учебная лит-ра.

10.  Госстандарты: стандарт как норма, как измеритель; функции и общая структура стандарта.

Стандартизация образования вызвана необходимостью создания единого образовательного пространства в стране и стремлением России войти в систему мировой культуры. Леднев определяет стандарт как систему основных параметров, применяемых в качестве государственной нормы образованности, отражающий общественный идеал и учитывающий возможности реальной личности  и системы образования по достижению этого идеала.  В госстандарте выделяют три компонента: федеральный (нормативы, обеспечивающие единство педагогического пространства России и интеграцию личности в систему мировой культуры); национально-региональный (нормы в области изучения родного языка, истории и др. предметов, отражающих специфику региона); школьный (специфика отдельного образовательного учреждения). В рамках федерального и национально-регионально уровней стандарт включает:

-        описание содержания образования;

-        требование к минимально необходимой подготовке;

-        максимально допустимый объем нагрузки.

В содержательном аспекте стандарт предусматривает:

-        владение базовыми понятиями

-        знание теорий, законов и т.д.

-        умение применять научные знания на практике;

-        иметь собст. суждения;

-        знание осноывных проблем общества;

-        владение технологией непрерывного самообразования.

Факт введения стандартов ставит вопрос о гарантированном достижении каждым учеником определенного уровня базовой подготовки. Реальное воплощение стандартов в учебном плане, учебной программе, учебной лит-ре.  

11.  Индивидуация и дифференциация обучения.

Индивидуальный подход – желание и умение педагога не только видеть в воспитанниках, но и стимулировать в каждом из них развитие уникального варианта носителя общечеловеческих ценностей.  Такой подход предполагает выявление индивидуально-психологических особенностей каждого школьника, создание и осуществление индивидуальной программы его дальнейшего развития, подведение итого. 

Дифференцированный подход – осуществление воспитательной функции, реализации общих закономерностей и принципов воспитания с учетом особенностей тех или иных групп людей, условий их жизни. Д. п. предполагает, что – в логике единого процесса воспитания – его задачи и содержание,  методы и формы соответствуют возрастным особенностям детей, своеобразию их физиологического, психического, социального развития на этом возрастном этапе. При любой дифференциации важны единая база воспитания (общечеловеческие ценности, взаимное уважение учителя и ученика, их достоинство) и грамотная технология, которые позволяют педагогу создать условия для развития и саморазвития лич-ти ребенка; вписать данные в участок взаимодействия с детьми  в общую воспитательную систему социума; изучить местные условия и возможности, объективно воспринимать положительные и отрицательные факторы воспитания. Тогда д. п. будет стимулировать не отъединенность разных групп детей, не групповой эгоизм, но разные способы решения общей задачи всех педагогов – формирование поколений хороших людей.

12.  Роль педагога в современном обществе.

13.  Общепедагогические (технологические) умения учителя.

14.  Гностический (познавательный) потенциал учителя.

Одним из основных условий возбуждения интереса учащихся – глубокое знание преподавателем содержания изучаемого предмета. Чем лучше он знает предмет, тем лучше он его излагает. Поверхностное знание приводит к изложению общих мест, объяснение –  путано, примеры – примитивны и скучны.

15.  Конструктивно-планирующие функции в деятельности учителя.

16.  Педагог как организатор учебно-воспитательного процесса.

Педагогическое рук-во складывается из планирования  и организации педагогом своей деят-ти и деят-ти учеников, стимулирования активности и сознательности деят-ти учеников, из контроля кач-ва обученности и выполнения учащимися учебных действий, анализа рез-ов, анализа рез-ов обучения и прогнозирования далнейших сдвигов.

Направленность педагогической деят-ти, заключается в том, чтобы выявить те необходимые условия организации уч. деят-ти, которые позволят ученикам овладеть предметной и организационной сторонами деят-ти. 

17.  Коммуникативный потенциал учителя. Приоритет субъект-субъектных отношений в учебно-воспитательном процессе.

См. 29 + Общение можно определить как взаимодействие субъекта с др. субъектом, как только один из субъектов перестает видеть в др. субъекта, общение преобразуется во взаимодействие.

18.  Педагогическое мастерство учителя: сущность, характеристики.

Педагогическое мастерство выражается в профессиональной деятельности педагога, проявляется в проф. деят-ти личности и отдельно от личности не существует. Поэтому личностно-деятельностный подход наиболее корректен для понимания сущности педагогического мастерства. Педагогическое мастерство можно рассматривать как св-во личности, отражающее ее духовно-нравственную и интеллектуальную готовность к творческому осмыслению социокультурных  ценностей общества, а также теоретическую и практическую готовность к творческому применению знаний, умений и навыков в профессиональной деятельности. 

19.  Специальные умения учителя.

20.  Младший школьник: характеристика  возраста и его ценностей.

21.  Подростки: характеристика  возраста и его ценностей.

22.  Юношеский возраст: характеристика  возраста и его ценностей.

23.  Личностно ориентированное обучение.

24.  Разноуровневое, разнопрофильное обучение.

25.  Развивающее обучение.

Одной из функций обучения является развитие. Эта функция реализуется успешнее, если обучение имеет специальную направленность.

Развивающее обучение – это целостное педагогическая система, альтернативная традиционной системе школьного обучения.      Концепция развивающего обучения школьников была разработана в 60-80 г.г. под общим руководством Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова. Современная организация обучения направлена не столько на формирование знаний, сколько на разностороннее развитие учеников, обучение приемам умственной деятельности, анализу, сравнению, классификации и пр., учение способности наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки объектов, обучение умению выделять цели и способы деятельности, проверять результаты её.

В 60-е гг. Л.В. Занков создал систему развивающего обучения младших школьников. Её принципы, отбор содержания образования и методы обучения направлены на развитие восприятия, речи, мышления школьников и способствовали теоретической и прикладной разработке проблемы развития в ходе обучения. Также эту проблему исследовали Эльконин, Давыдова, Менчинский и др. Результаты: теория поэтапного формирования умственных действий Гальперина, методы проблемного обучения (Скаткин, Лернер), способы активизации познавательной деятельности.   

 

26.  Дидактические технологии (в том числе модульные).

27.  Воспитательные технологии.

В процессе обучения формируются нравственные и эстетические представления, система взглядов на мир, способность следовать нормам поведения.

Воспитывающим фактором обучения является  содержание образования. Гуманитарные и эстетические дисциплины имеют более высокий воспитательный потенциал, а естествонаучные дисциплины способствуют формированию единой картины мира, и выработке на её основе взглядов на жизнь.

Вторым фактором является хар-р общения учителя и школьников, психологический климат, стиль рук-ва преподавателя. Предпочтительным является демократический стиль.

Чтобы оказывать формирующее воздействие на учащихся, учитель должен анализировать и отбирать материал с т.зр.его воспитательного потенциала и строить процесс обучения так, чтобы стимулировать личностное вос-ие инф-ии учениками, формировать их интересы, гуманистическую направленность.

 

28.  Информационные технологии.

Информатизация образования – комплекс мер по преобразовании педагогических процессов на основе внедрение в обучение и воспитание информационной продукции, средств, технологий. И.о. следует рассматривать не только как использование компьютера и др. электронных средств в обучении, а как новый подход к организации обучения.

1.      Создание форм представления знаний по аналогии с информационными визуальное образование.

2.      Программы обслуживающие работу но коипьютере

3.      обучающие программы, системы.  

29.  Коммуникативные технологии.

Коммуникация в обучении представляет собой процесс  обмена инф-ией между участниками учебного процесса, протекающий в виде беседы, лекции, доклада и т.д.  Три вид коммуникации: лингвистическая (устная, письменная речь), семиотическая (знаки, уравнения, схемы и др.), паралингвистическая (жесты, мимика). В речи учителя выделяются следующие компоненты: информационный, убеждающий, воодушевляющий, призывающий к действию, развлекающий. Речь может состоять из одного или нескольких компонентов. Каждый элемент реализуется с помощью соответствующих методов и приемов. Вызывает ответную сложную реакцию, в к-ой можно выделить интеллектуальную, эмоциональную и волевую составляющие. Воздействие на интеллект достигается путем использования логических доводов. Док-ва строятся методами индукции и дедукции. Индукция – умозаключение от частного к общему – трех видов: инуктивное обощение, аналогия и суждение о причинной зависимости. Дедуктивное рассуждение состоит из 3-х суждений: общего положения - аксиома, логического вывода и заключения. Эмоциональное воздействие сущ-ет объективно, зная закон-ти этого влияния, учитель может направить его в нужное русло. Речь должна удовлетворять следующим требованиям: грамматическая правильность, точность, уместность, экономичность,  оригинальность.

30.  Технологии оценивания.

Оценка ЗУНов – процесс сравнения достигнутого учащимися уровня владения ими с эталонными представлениями, описанными в учебной программе; реализуется в ходе контроля. Условное выражение оценки – отметка, выражаемая в баллах. Показатели сформированности знаний: владение понятиями,  фактами, научной проблематикой, теориями, закономерностями и правилами, методами и процедурами. Показатели сформированности умений: конкретный действия и их комплексы; построение алгоритма, моделирование, выполнение комплекса действий, составляющих данное умение, самоанализ выполненных действий. Показатели сформированности навыков: то же самое + время выполнения. Обычно используется экспертная оценка (субъективна). Др. методы: тесты достижений, измеряющие уровень знаний и личностные тесты.

  

31.  Здоровьесберегающие технологии.

32.  Проблемы экологии и экологическое просвещение.

33.  Финансирование образования.

Основным источником финансирования остается гос-во. Внебюджетные источники: поступления за выполненные работы, проведение мероприятий по договорам с государственными и др. предприятиями, поступления по оказанию платных услуг населению, выручка от реализации продукции учебно-производственных мастерских и учебно-опытных участков, выручка от сдачи в аренду помещений, добровольные взносы и передаваемые материальные ценности от государственных, кооперативных и общественных предприятий и от отдельных граждан.  

34.  Особенности интегрированного урока.

35.  Изучение личности школьника учителем.

 

Hosted by uCoz