История
педагогики.
Дородовое
общество делилось на три возрастные группы: дети и подростки; полноценные
участники жизни и труда; старики. Родившийся человек сначала попадал в общую
группу подрастающих и стареющих, где он рос в общении со сверстниками и
стариками, умудренными опытом. Войдя в соответствующий биологический возраст и
получив некоторый опыт общения, человек переходил в следующую возрастную
группу. Со временем этот переход стал сопровождаться инициациями – испытаниями.
Отношения между группами регулировались неписаными, но строго выполняемыми
обычаями.
В первобытном обществе ребенок воспитывался и обучался в
процессе своей жизнедеятельности, участия в делах взрослых; он прямо включался
в доступную для него деятельность. В труде и повседневном общении со взрослыми дети и подростки усваивали
необходимые жизненные навыки и трудовые умения, знакомились с обычаями, учились выполнять обряды и т.д.
На последних этапах матриархата появились дома молодежи, где
под руководством старейшин они готовились к жизни.
С появлением скотоводства, земледелия и ремесла, усложняется
воспитание; оно приобретает более многосторонний и планомерный характер. В
условиях родового строя воспитание начало выделяться как особая форма
общественной деятельности.
Появляются зачатки наук:
астрономии, геометрии, арифметики, медицины; стали создаваться для построек
простейшие машины. Все эти сведения сосредотачивались в руках господствующих
групп населения, зачастую облекались таинственностью и мистикой. Кроме
замкнутых жреческих и придворных школ, возникали и школы для потребностей
управления гос-ом и хоз-ом – это школы псицов, школы служащих.
В Древнем Китае существовали низшие и высшие школы. В
высших школах дети привилегированных учились читать и писать сложным
иероглифическим способом, изучали философию и мораль, произведения писателей и
поэтов. Дисциплина суровая.
Большинство детей простых
людей не получали подготовки в школе.
Воспитание осуществляло
гос-во, оно преследовало цель готовить из детей воинов. С 7 лет
мальчики-спартиаты помещались в специальные учреждения – агеллы, руководитель –
педон. Особое внимание на физическое воспитание: их закаляли, приучали
переносить холод и боль и т.д. Много внимания военно-гимнастическим
упражнениям: учили бегать, прыгать, метать диск и копьё, бороться, пользоваться
приемами рукопашного боя и т.д. к
физическому воспитанию присоединялись музыка, пение и религиозные танцы,
носившие боевой характер. Что касается чтения и письма, то учились самому
необходимому. Нравственное и
политическое воспитание давалось во время специальных бесед государственных
руководителей с молодёжью, которой они рассказывали о стойкости и мужестве
предков, о героях. Приучали к четкости и краткости ответов. В 18-20 лет
переводились в особую группу эфебов и несли военную группу.
Большое внимание было
обращено на военное и физическое воспитание девушек, чтоб защищали город, когда
мужчины на войну уйдут.
В Афинах в V-IV веках до н.э. бурно
развивалась культура. Афиняне считали идельным человека, который прекрасен в
физическом и нравственном отношении, и стремились к сочетанию умственного,
нравственного, эстетического и физического воспитания.
До 7 лет воспитывались дома.
С 7 лет до 13-14 лет обучались в школах грамматиста и кифариста. Занятия вели
учителя-дидаскалы, в школы сопровождал раб – педагог. В школе грамматиста обучали читать, писать, считать. В школе
кифариста давалось литературное и
эстетическое образование: музыка, пение, декламация (читались отрывки из
«Илиады» и «Одиссеи»).
В 13-14 лет – палестра
(школа борьбы). Пятиборье: бег, прыганье, борьба, метание диска и копья,
плавание. Велись беседы по
политическим и нравственным вопросам.
Наиболее обеспеченная часть молодежи
поступала далее в гимнасии, где изучала философию, политику, литературу,
чтоб подготовиться к участию в управлении гос-ом.
С 18-20 лет переходили в
эфебию, где продолжалось их военное и политическое воспитание.
Школы делились по
имущественному признаку и знатности происхождения на элементарные и
грамматические, а также школы ораторов.
Элементарные обслуживали
некоторую часть небогатого и незнатного свободнорожденного населения, учили
чтению, письму, счету, знакомили с законами страны.
В грамматических школах обучались сыновья привилегированных родителей
латинскому и греческим языкам, риторике. Необходимость овладения ораторским
искусством.
Школы риторов (ораторов),
где учили риторике, философии и правоведению, греческому языку, математике,
музыке, чтоб занять гос-ные должности.
Со временем возникновения
Римской империи императоры превратили грамматические школы и школы риторов в
государственные школы, задачей которых
являлось подготовка преданных императорской власти чиновников.
Сократ – цель воспитания – познание самого себя.
Платон – воспитание должно быть организовано гос-ом и отвечать
интересам господствующих групп. Сторонник
общественного воспитания с самого
младшего возраста. С 3 до 6 под руководством воспитательниц занимаются играми.
С 7 до 12 – государственная школа: чтение, письмо, счет, музыка и пение; с 12
до 16 – палестра (школа физического воспитания); с 16 до 18 изучение арифметики, геометрии и астрономии,
с практическими целями. С 18 до 20 – эфебия (военно-гимнастическая подготовка).
С 20 лет не проявившие умственные способности – воины; другие до 30 лет изучают
философию, арифметику, геометрию, астрономию, теорию музыки, в
философско-теоретическом плане – государственные должности. Проявившие
исключительные дарования, продолжают философское образование еще 5 лет,
становят правителями.
Аристотель – цель воспитания
в развитии высших сторон души – разумной и волевой. Семейное и общественное
воспитание должно должны быть взаимосвязаны. Возрастная периодизация: 1) до 7;
2) 7-14; 3) 14-21. 1) воспитание в семье. 2) государственные школы: сначала
физическое воспитание, затем умственное: лит-ра, история, философия, мат-ка,
астрономия, музыка.
Демокрит – о
природосообразности воспитания.
Книга Марка Фабия
Квинтилиана «О воспитании оратора»
явилась по существу первым специальным трудом, где был обобщён опыт обучения,
сформулированы требования к учителю и воспитателю, содержались указания на
необходимость учёта индивидуальных особенностей детей
7.Система средневекового воспитания и образования.
Зарождение университетов.
Монастырские школы:
внутренние и внешние. Позже в центрах – кафедральные школы (при кафедре
епископа): внутренние и внешние. Приходские школы: чтение молитв на латинском
языке и церковное пение, реже письмо. Телесные наказания. В семьях и мастерских ремесленников – система
ремесленного ученичества..
Со временем курс обучения в
монастырях стал расширяться: грамматика, риторика и диалектика, а в нек-ых арифметика, геометрия, астрономия, музыка.
В XIII в. появились первые
университеты – объединения учащих и
учащихся. Состояли из 4 факультетов: артистического (искусств),
богословского, юридического и медицинского. Со временем главенствующую роль
стал играть богословский факультет: развивается схоластика – попытка примирить
науку и религию.
8. Педагогическая мысль и воспитательные идеалы эпохи
Возрождения.
В эпоху Возрождения получают
большое развитие мат-ка, астрономия, механика, география, естествознание. Время
великих открытий и изобретений. Гуманизм: полноценное физическое и эстетическое
воспитание, овладение греческим и латинским языками. Умственное развитие:
математика, астрономия, механика, естествознание. Против суровой дисциплины,
стремились развить интерес ребенка.
Также развивались городские школы, где учились дети ремесленников и
торговцев. Появились школы для девочек. Гуманисты в Италии – Витторио
да-Фельтре «Дом радости»; Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль».
9.
Латинские школы Троцендорфа и Ивана Штурма. Особенности воспитания в
иезуитских коллегиях.
Первая школа в 1538 в
Страсбурге основана педагогом-гуманистом И. Штурмом.
Под влиянием традиций эпохи Возрождения основными предметами в гимназиях были
латинский и греческий языки. Однако, в отличие от гуманистических школ
предшествующей эпохи, где эти языки изучались как средство овладения культурным
наследием античного мира, для первых гимназий характерно увлечение формальной
стороной изучения древних языков. Гимназия Штурма была типичной школой
классического образования и определила характер развития школ на несколько
столетий.
Принципы и методика иезуитского
воспитания изложены в специальном школьном уставе, утвержденном главой
(генералом) ордена Аквавивой в 1599. Цель И. в. - подготовка к слепому служению
церкви, беспрекословному подчинению авторитету папы римского и высших чинов
католической церкви. Иезуитские школы делились
на низшие - коллегии (с 7-летним сроком
обучения) и высшие - семинарии(с 6-летним сроком обучения). Первые по объёму и
характеру дававшегося ими образования приближались к гимназиям, появившимся в
эпоху Возрождения, а вторые - к университетам того времени. Главное внимание в
иезуитских школах уделялось изучению латинского языка. В двух старших классах
коллегии вводился особый предмет "эрудиция", который включал
отрывочные сведения по географии, истории, археологии, природоведению. Позднее
(18 в.) необходимость расширения реального образования обусловила введение в
учебный план иезуитских школ систематических курсов истории, географии, родного
языка и других предметов.
10. М. Лютер: реформация, педагогические взгляды.
В историю немецкой общественной мысли Л. вошёл и как
деятель культуры - как реформатор образования, языка, музыки. Он не только
испытал на себе влияние культуры Возрождения, но в интересах борьбы с
"папистами" стремился использовать народную культуру и многое сделал
для её развития. Большое значение имел выполненный Л. перевод на немецкий язык
Библии (1522-42), в котором ему удалось утвердить нормы общенемецкого
национального языка.
11. Янсенизм и пиэтизм как педагогические движения. Деятельность Франке.
Пиетизм (от лат. pietas
- благочестие), мистическое течение в протестантизме (особенно в лютеранстве)
конец 17-18 вв. ставившее религиозное чувство выше религиозных догм. Возник как
реакция на формализм и сухой рационализм ортодоксального лютеранства 17 в., как
возрождение идей первоначального лютеранства. Основатель П. - франкфуртский
богослов Ф. Я. Шпенер, выступивший в 70-х гг. 17 в. с проповедью своих идей.
Центром П. стал открытый в 1694 университет в Галле (А. Г. Франке и др.).
Отвергая внешнюю церковную обрядность, П. призывал к углублению веры, особое
значение придавал внутренним эмоциональным переживаниям верующего, призывал к
нравственному самосовершенствованию. Франке Август-Герман, знаменитый немецкий
богослов-пиетист, 1663-1727, профессор в Галле, где основал сиротский дом,
педагогиум и др. учебно-воспитательн. завед.
Янсенизм,
неортодоксальное течение во французском и нидерландском католицизме. Толчком к
возникновению Я. послужила публикация в 1640 труда голландского теолога К.
Янсения об Августине. Резко противопоставляя истинно верующих массе формально
приемлющих церковное учение, Янсений утверждал, что Христос пролил свою кровь
не за всех людей. Книга Янсения была в 1642 осуждена папой Урбаном VIII. Во
Франции Ж. Дювержье де Оранн (известен как аббат Сен-Сиран) сделал оплотом Я.
столичное аббатство Пор-Рояль, ставшее во 2-й половине 17 в. важным центром
французской культуры. Я. формировал тип интеллектуально развитого человека с
высоким чувством моральной ответственности, но также с фанатической сектантской
узостью. После Великой французской революции Я. исчезает из жизни Франции.
12. Идеи Ф. Бэкона и