На главную

Периодизация истории психологии.

 

        Всю историю можно разделить на 2 части: граница между ними – становление психологии как самостоятельной науки. 1879 лаборатория Вундта.

 

I период.

  1.  Представления о душе в древности.
  2. Развитие психологии в Средневековье.
  3. Развитие психологических воззрений в XVII в.
  4. Английская ассоциативная психология XVII-XX вв.
  5. Психология французских материалистов.
  6. Психологические идеи в немецкой классической философии.

     От Лейбница – объективный идеализм.

II период.   

1. Непосредственные предпосылки возникновения психологии как самостоятельной науки.

1.        Физиология и учение о рефлексии

2.        начало изучения времени реакции

3.        психофизика Вебера и Фехнера

4.        психофизиология Герман Гельмгольц

5.        учение Дарвина

6.        французская психиатрия

7.        развитие математических методов – Ф. Гальтон.

2. Психология как самостоятельная наука XIX в.

а) Основные теоретические направления в психологии в начале ее зарождения:

Российский – Г. И. Челпанов; Американский – Титченер

б) Основные направления первых экспериментальных исследований.

3. Развитие психологии в 1900-1930 гг.

а) Бихевиоризм

б) Психоанализ

в) Гештальт-психология

(?)г) Психология индивидуальных различий

·        экспериментальные исследования индивидуальных различий, тестология, Гальтон, Кеттелл. Французская, американская традиция.

·        Персоналистика В. Штерна. Личность, свойства личности (диспозиции).

д) Психология в России до 17 года

1.        Философско-религиозные

2.        Структурализм

3.        Естественно-научное (функционализм, рефлексология)

е) Психология в России 1917-1936 гг.

 а) Психоанализ – Залкинд

 б) культурно-историческое направление – Челпанов, Шпет

 в) Поведенческая психология (реактология Корнилова, Басов, Блонский, рефлексология Бехтерева)

4. Развитие психологии после 30-х гг.

а) Необихевиоризм

б) Эволюция психоанализа

·        К. Хорни: базальное чувство тревоги и понятие о невротической личности

·        Эрих Фромм: психоанализ и марксизм, экзистенциональное противоречие человеческого существования

·        Эрик Эриксон – эпигенетическая теория развития личности

(?)в) Генетическая психология Жана Пиаже   

г) Основные направления когнитивной психологии

д) Гуманистическая психология

е) Теоретико-личностный подход

 

Представления о душе в древности.

 

I.Мифологические представления.

Душа традиционно рассматривалась отдельно от тела – вне пространства и времени Þ невозможно научное рассмотрение души. Н. Смит считал, что это приобретенное возрение(христианская религия).

 

15-30 в. назад. Исходные представления – анимистический натурализм – наделение жизненной силой, энергетикой всего сущего. Слово «душа» происходит от «дыхание». 2 формы: свободная сила (присуща всему живому, у человека проявляется во время сна, экстаза, помутнения рассудка) и телесная сила (руководит мышлением, действиями, пониманием действий). В древности душа несверхестественна, а то что принадлежит всему живому. Часто душа отождествлялась с имением имени. Традиция передачи имени.

 

II. Представления ранних натуралистов Древней Греции.

 

Древняя Греция 8-6 в. до н.э. – натурализм без анимизма. (натурфилософия). Милетская школа, Фалес,  Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит.

Общая характеристика периода:

  1. Единство мира – мир состоит из одних и тех же состовляющих. Несколько исходных элементов – первооснова всего сущего. У одних огонь, у других – сочетание стихий. Все сущее состоит из 4-х стихий. Отличаются между собой, в зависимости от того какая стихия преобладает. В душе преобладает огонь. У Гипократа в зависимости от преобладания – индивидуальные ососбенности ® 4 типа темперамента.
  2. Душа помимо того, что это часть материи, еще и самая легкая часть этой материи – искра. Это то, что придает активность телу.
  3. Свобода от идеологических догматов и религиозных запретовÞ непредвзятое накопление фактов.
  4. Появление государств. Участие, в которых, требовало красноречия, образования, умения убеждать ® софистика – учительство (преподавание). Первые софисты – учителя государственных деятелей. Появляется диалектика, развиваются философские, познавательные системы.

Наиболее типичные представители:

  1. Эмпедокл (V век до н.э.). 4 стихии: главные силы – любовь и вражда. Организм состоит из 40-х стихий. Основной орган, ответственный за жизненные силы организма – сердце (сердцецентрическийц подход) – управляет телом посредством крови.
  2. Гипократ 4 стихии. Болезни от нарушения их пропорций. Сангвиник- кровь, Меланхолик – черная желчь, холерик – желтая, флегматик – слизь.
  3. Демокрит (V-IV век до н.э.) – основатель атомистического направления. В основе всего сущего – атомы – мельчайшие неделимые частицы (до Демокрит об этом говорил Анаксагор – «гомеомерии»). Атомы отличаются друг от друга размерами, формой, положением ® определяет свойсво вещества и определяет какие атомы друг с другом соединяются. Нас окружает пустота, а объект – это сцепление атомов в пустоте. Жизнь – сцепление влажных и теплых атомов. Жизнь появляется в воде, в иле. Выживают наиболее совершенные. Душа состоит из атомов, которые являютя наиболее мелкими и округлыми, родственные огненным. Эти атомы содержаться во всех веществах; из них состоят звезды (разум), проникают с первым вздохом и покидают с последним выдохом. Описал локализацию различных душевных функций в организме:    основной орган – голова – познание                                                                             сердце - эмоции                                                                  печень – влечения. Проблема познания. Систематически рассмотрел процесс познания. Начинается с ощущения и восприятия. Объяснял ощущения с помощью принципа подобия и истечения: все объекты испускают атомы, из которых они состоят; органы воспринимают атомы подобные атомам органов – т.о. воспринимается качество. Как формируется целостный образ? Он впервые задал этот вопрос. Считал, что вещи еще испускают тонкие оболочки, несущие информацию о форме вещи, т.о. воспринимается целостный образ вещи.                           В этот преиод в Древней Греции – демократия, интерес к человеческой жизни.

III. Идеализм Сократа и Платона.

Сократ ( век до н.э.). Человек и природа даны изначально и неизменныÞ нет необходимости вмешиваться в эти творения и т.о. истинное назначение философии – изучение того как следует жить и воздействовать на других людей. Основным искусством, которым необходимо владеть, это повседневная жизнь.

Знания – понятия  о предмете. Предмет – это то, что подвластно человеку – его собственный мир, поступки Þ основное познание должно быть направлено на познание собственных поступков, своего мира. Основной инструмент познания – диалектика. Знание невозмржно переместить из одной головы в другую. Знание рождается у самого человека, его нужно открыть в нем.

Платон – основа европейского идеализма. Все сущее имеет две первоосновы:

1.      материя – вещество, которое само по себе бесформенно.

2.      идея – то, что оформляет вещество – формирующий принцип. Это оригинал. В чистом виде неизменна, соединяясь с материей она становитсявещью, которая является подобием этой идеи. Идеи существуют независимо от вещей, являются прообразами вещей.

Говорил о том, что ощущения недостоверны, но разуму доступна истина, путем диалектики, рассуждения – инструмент познания чистых идей. На системе Платона построено христианство.

Виды познания (от ощущуения до идей)

  1. мнение – позанание чувственных образов – низший уровень
  2. рассудок – ему доступны идеи, но с опорой на образ. «Душа пользуется изображением».
  3. разум – высший уровень – оперирует системой общезначимых идей, не наполненных чувственным пониманием «абстрактное мышление».

 

Представление о частях души: врожденность индивидуальных различий, обусловлены местом и условием рождение. Душа состоит из 3-х частей: разумная, чувственная высшая (пылкая), чувственная низшая (вожделеющая). Люди отличаются тем, какая часть души преобладает. С раннего возраста необходимо выявлять это и в соответствии с этим воспитывать. В Греции у людей преобладает разумная часть души Þ возникновение цивилизации, государственные работники (голова); у северян – волевая Þ воины (сердце), у южан – вожделеющая Þ их предназначение трудиться ради куска хлеба – рабы (печень). Платона выступал против системы, по вопросу, что должно познаваться. У Демокрита – чувственные данные.

IV.Психология Аристотеля. Душа как форма живых тел.

Аристотель – ученик Платона. Был врачом. Наставником Александра Македонского. Знал, что человеческий мозг не обладает чувствительностьюÞ не может быть вместилищем души. Сердцецентрический подход. Мозг для охлаждения крови. Две первоосновы:

1.      материя

2.      форма (поянтие родственное идее, но более совершенное) – сущность вещей, организующее начало, источник активности, жизненной энергии. Форма не может существовать без материи и материя не может существовать не оформляясь. Существуют различные формы. Они составляют иерархию:

·        формы неживой природы – неактивные

·        формы живой природы:

1.      растительные. Их основная функция – рост, питание, размнофение.

2.      чувсвующая форма. Основные функции – ощущение и восприятие.

3.      разумная форма - основа формирования понятийного мышлениЯ и ума.

Рассмотрел понятие «усвоение». У растительных форм усваивается вещество вместе с формой (при питании), у животной – усваивается форма без вещества, у разумной – усваивается форма чувственных форм (абстракция). 

 

Т.о. – душа это форма живой формы – высший уровень. Познание – усвоение формы без вещества. Душа опрерирует теми же самыми объектами, но без их вещества. Это отношение между объектом и организмом (монистический подход).

 

 

 

 

 

 

организм

 
 


                                                                                                                                           Монистический

                                                                                                                                           подход

 

y

 
  

 

 

 

 


Дуалистический подход.

 

 

Познание начинается из взаимодействия организма с объектом.

 

 

 

 

Снятие формы чувственных форм

Разум

Надиндивидуальный разум

 

 

 

 

Интеграция чувственных форм

Общее чувствилеще

 

 

 

 

 

Снятие чувственных форм

Органы чувств

Пространство, среда

объект

 

V. Психологические возрения скептиков, киников (циников), стоиков, эпикурейцев.

 

  1.  Скептики – воздерживались от общих суждений, отрицание общих истин. 
  2. Киники – отождествление своего образа физни с собакой, отрицание общественных норм, материальных благ в угоду безмятежности.
  3.  Стоики (конц IV века до н.э. – до конца III века). Лидерами были беглые или освобожденные рабы.                     Пассивное начало – материя – вода и земля, а активное начало – пневмавоздушно-огненная – духовное начало. Вносит упорядоченность в мир, закономерность. Вразной степени присуща разным объектам Þ назначение человека познавать мир, то что предопределено и т.о. согласовывать свои поступки с тем, что предопределено. Выделяли 8 способностей души: размнофение, рост, 5 видов чувствительности, гегемоникон – высшая способность души; переработка всех внешних впечатлений. Основной инструмент записей – речь, т.о. мышление связано с речью. Аффекты – следствие ошибок мышления. Печаль, удовольствие – неверные представления о настоящем, желание, страх – о будущем. Если человек знает, что предопределено, он избавляется от аффектов. Смысл жизни – невозмутимость духа.

Эпикурейцы. Основной смысл жизни – достижение удовольствия.   

Развитие психологии в средневековье.

 

I.                 Общая характеристика эпохи зарождения христианства.

 

Меняется социальная ситуация, смута, войны Þ людей меньше интересует устройство жизни и они  обращаются в ценности индивидуализации. Несмотря на развитие естественных наук, представления о  душе становится все более мистическим. Аллегорический метод поиска истины в рамках текста. Перемещение народов Þ знакомство с индусским учением. ВIV веке христианство – официальная религия. В основе христианства философия неоплатонизм – интерпретация античных текстов (в основном Платона). Воспринималось как относительно прогрессивное учение, противопоставлялось аскетизму. На этом фоне еще более затормозился интерес к природе. Догматы веры ложились в основу представлений о душе (триединство и Боговоплощение).

·        В соответствии с христианством «я» соотносится с потусторонним миром, общение с которым – смыслом существования. Христианство – божественное откровение.

·        Античная картина мира – на основе наблюдения. Христианство – божественное откровение.

  Меняются мотивы интеллектуального поведения под влиянием поведения под влияния идеологии; изучается не то, что есть, а то, должное, то что соответствует идеологии.

Развивается схоластика. Закрывается Платонова академия.

II.                Ранняя схоластика о душе. Платин, Августин II-IV век.

Метод Прокла (Прокл видел смысл своей деятельности в том, чтобы находить все ответы в трудах античных философов)

Один из основателей нового учения – Платин - неоплатоник. Его учение соответствует христианству. Особое представление о структуре бытия – иерархия.

·        В основе всего - сверхсущее единое благо – непосягаемое человеческим разумом, первоначало всего сущего. Все прочее происходит из него (эманация).

·        Бытие – всеобщий, единый разум, с идеями (по образцу с Платону). Идея определяется как существующие реально, субстанционально. 

·        Душа, обращенная к уму, идеям – бессмертна т.к. содержит в себе идеи

·        Душа, обращенная к чувственному – временна.

·        Чувственный космос – материя, вещи. Эта идея воплощается в литературе, скульптуре.

Душа взирает вверх, т.о. ей доступны идеи – истина и вниз Þ три части души (отражение Троицы):

-        дух – то что располагает истинным знанием.

-        Логос – обеспечивает способностью проявлять волю, логически мыслить

-        Низшая – восприятия, воображения, страсти.

Возражения против заключения души в теле (Душа содержится в теле как свет в воздухе).

Сознание. Решающий признак душевного – способность сознавать. Сознание – та загадочная вещь, которая связывает воедино множество разрозненных впечатлений. Тело обеспечивает внешнее впечатление – ощущение.

Все поделено на две части: то что материально, чувственно и то что упорядочивает – сознание – естественный свет человеческой души, исходящее от божества.

Августин (IV-V век) Блаженный.

Весь мир замыкается в психическом.  Душа бестелесна и бессмертна. Связь души с телом непостижима, т.к. присутствие души не ограничивается сосредоточением в какой-либо части тела. Душу следует рассматривать без отношения к телу и внешнему бытию. Для познания души необходимо полностью погрузиться во внутреннюю жизнь, т.к. душа изначально содержит в себе всё. Анализируя функции души, выделяет:

-        содержание – мемория, память

-        движение – интеллект

-        волю        

Душа точка опоры в познании, а источник всех знаний – божественное откровение. С учения Августина начинается новая

Эпоха в мировоззрении.

  III. Психологические воззрения арабских мыслителей Х в. Авиценна, Аверроэс – возрождение традиций Аристотеля.

К Х в. налаживаются торговые связи ® связь с Востоком. На Востоке развития Византийская культура, затем мусульманство. Через византийскую культуру знакомятся с античными работами (Аристотель). Авиценна (X-XI в) – врач, в работе опирался на труды Аристотеля. Развивал учение о душе и теле. Зависимость психики от состояния мозга, тела и наоборот. Исследовал аффекты, неврозы (волк и овцы).

 

В Европе в это время упадок культуры, но строительство продолжалось, врачи лечили людей и основы знаний почерпывали из арабской культуры, и т.о. в Европе все большую популярность приобретают труды Аристотеля + интерпретация его трудов арабскими мыслителями. 

 

Наиболее популярен Аверроэс. У Аристотеля надиндивидуальный разум. В трактовке Аверроэса вечным является надиндивидуальный разум, а индивидуальный разум умирает вместе с телом. С божеством связь осуществляет только надиндивидуальный разум.

 

IV.Богословская интерпретация учения Аристотеля Фомой Аквинским – томизм.

 

Учение Аверроэса считалось наиболее опасной ересью. Официальная церковь запрещает труды Аристотеля.

 

Открываются первые университеты в Италии, Париж, Англии – как первые научные центры: семь искусств.

 

Осознается необходимость адаптации Аристотеля к церкви.

Фома Аквинский (ХII век). Устанавливает монопсихизм – неотделимость разума от души; и разделение единой души и тела. У Аристотеля душа – форма; у Фомы Аквинского – душа чистая форма, или чистый субъект, необладающий ничем, кроме способности сознавать. Между душой и телом отношения такие же как и между формой и материей, но есть чистые формы (высшие), существующие независимо от материи и есть низшие, которым присуща материя. Душа занимает промежуточное положение, являясь низшей из чистых (высших), принадлежа потустороннему и, с другой стороны, являясь высшей из низших, принадлежа телу, т.о. человеческая душа соединяет 2 круга бытия. 

Теория чувственного познания. Познаваемы из внешнего мира лишь отдельные свойства вещей и только умственные познавательные способности позволяет построить целостный образ – деятельностный рассудок.

Познание делится на 2 части:

-        чувственное, телесное, направленное на вещи, то что происходит в чувственном мире

-        божественное, боговдохволенное, рациональное, познающие сущность.

Признается ценность чувственного познания ® признаются 2 области науки:

-        о здешнем мире – светские науки

-        теология, богословие

Многими признается ценность чувственного опыта, т.о. возрождается эмпирический подход.

 

V. Реализм и номинализм в поздней схоластике (г. Скотт, Вильям Оккам, Р. Бэкон).

 

Традиционные богословские идеи можно охарактеризовать как реализм. Идеи существуют реально. У номиналистов универсалии (идеи) относятся к области названий, имен Þ номинализм.

 

Роджер Бэкон.  Мы привыкаем называть разные вещи сходными именами, т.к. это название становится универсалием – имя большой категории вещей. Т.е. универсалии – общие имена.

У. Оккам. Принцип «бритва Оккама» - следует отсекать существующие или предполагаемые силы, причины там где можно обойтись меньшим числом. Если существует более простое определение, то оно более истинно. «Принцип экономии мышления».

Д. Скотт. Ставит вопрос не является ли мышление  свойством материи.

Считалось, что к истине можно прийти путем логики.

Развитие психологических воззрений в XVII веке.

 

I.                 Оформление эмпирического и экспериментального направления в психологии.

 

См. окончание №3. +

 

Альберт Великий наряду с дедуктивным путем, признавал необходимость проведения эмпирических исследований.

 

С XVII века великого возрождения наук – первые систематические эксперименты Галилео Галилея. Незыблемость дедуктического пути подвергается сомнению.

 

Ф. Бэкон систематизирует экспериментальные данные и разрабатывает методологию эксперимента.

Душа делится на 2 части:

-        рациональная (душа как дух)

-        чувственная (телесная) общая для человека и животных

Впервые предлагает план науки о человеке, включающей в себя представления о душе и включает в раздел науки о души; учение о личности – учение о союзе души и тела – определение душевного состояния по телесному состоянию, толкование сновидений, влияние болезни на душу и наоборот.

Проблема познания. Обоснование экспериментальной методологии. Исходный элемент познания – чувства, но они не объясняют всего познания. Разум образует чувство. Человеческие заблуждения (идолы):

-        идолы рода – несовершенство человеческой природы

-        идолы пещеры – индивидуальные особенности

-        идолы площади – результат неправильного использования слов, относительности словесных обозначений

-        идолы театра – ложные теории, учения, традиции.

Преодоление  этих заблуждений – надежное вооружение ума. Лучшее вооружение - метод, лучший метод – индукция. Главное орудие познания логика + эксперимент.

 

II. Философско-психологическая система Декарта.

 

Убеждение в отсутствии прочих обоснований наших знаний. Любое утверждение следует подвергнуть сомнению. В море сомнений одна бесспорная истина – наличие сомнений ® признание познающего субъекта. Если от «я» отделить все сомнительное, остается только мышление. Т.о. 2 противоположности: мышление и материя – вещество Þ 2 субстанции: мыслящая (душа) и протяженная (тело) – дуализм.

 

Формулирует понятие рефлекса – общий принцип движения живых тел.

 

               «Животные духи» по нервным трубам определенным образом запечатлеваются в шишковидном теле и на этой основе ум создает чувственные образы, восприятия и обратный процесс – ум запечатлевает себя в шишковидном теле и оно отклоняясь в ту или иную сторону, направляет «животные духи».

 

III.Бенекдикт Спиноза – манизм.

 

IV. Томас Гоббс.  Родоначальник эмпирической линии. Субстанция и тело одно и тоже, душа – проявление движения тела. Ощущения – движения в органах чувств под воздействием внешних объектов.

 

V. Идеализм Готфрида Лейбница.

 

И душа, и тело божественного происхожденияÞ находятся в предустановленной гармонии. Подчиняются разным законам, но действие их согласовано. Против «Чистой доски» Дж. Локка. Душа скорее глыба мрамора, прожилки которой уже содержат контуры будущей фигуры, жизненный опыт как скульптор.

Из индивидуального опыта не выводятся знания, которыми обладает человек.

Апперцепция – активность разума, которая проявляется уже на уровне ощущений. Определяет одно ощущение ясно, другое смутно, носит волевой характер ® признание бессознательного; часть апперцепции не осознается – бессознательное – малое восприятие – источник непроизвольных желаний, вкусов, желаний. Сознательное принципиально не отличается от бессознательного; одно переходит в другое.

Объяснение почему мы можем воспринимать окружающую нас действительность?

Монады (воспроизводит систему Платина) – душеподобные,  мельчайшие частицы, из которых состоит все сущее. Их происхождение божественно. Находятся на разном уровне развития. Мир един – поэтому мы можем воспринимать окружающую действительность.

 

Английский ассоцианизм.

 

I.                 Джон Локк.  2 половина

 

Все знания от опыта. Человек от рождения чистый лист бумаги. Разделяет опыт:

-        внешний – продукт воздействия внешних объектов на органы чувств

-        внутренний – рефлексия – ощущение удовольствия, боли, вкуса, прикосновения; источник их – божественная сущность души.

 

Первоощущения ассоциируются в более сложные явления – англ. Ассоцианизм: в основе первоощущения, которые соединяясь по закону ассоциаций организуют более сложные психические явления.

 

II.                Классический ассоцианизм (Толанд, Гартли, Пристли).

 

Родоначальник классического английского ассоцианизма Дж. Локк.

Толанд: Источник движения тел находящихся в них самих, также как мышление связано с мозгом и представляет собой основу движения – механического движения самого мозга. Телесный организм способен производить только телесные движения.

 

Гартли: критикует Локка о вторичных ощущениях; все сводится к первичным ощущениям и закону ассоциаций. Принимает идею о единстве души и тела; конкретизирует схему Декарта. Ощущения дрожание органов чувств при воздействии внешнего объекта на органы чувств, передаются по волокнам в мозг. В мозге приходят в согласованное дрожание, что является физической основой для ассоциирования ощущений. Главное условие для ассоциации – смежность во времени и пространстве ®  основной принципы ассоциаций:

-        выведение всего психологического из ощущений

-        связь психологического с физиологическими процессами в нервной системе

-        рассмотрение ассоциаций как закономерных механических

 

Пристли: выступает против отождествления механического движения и психологических явлений. Не материальность души критиковал; все психологические процессы имеют материальную основу (являются следствием)

Основоположник естественно-научного ассоцианизма.

 

III.              Субъективный ассоцианизм (субъективный идеализм)

 

Д. Юм развивает представления о вторичных свойствах души. Все психологическое берет начало в ощущения. Что является источником ощущений человеческому разуму недоступно. Нет доказательств, что внешний мир -  источник знаний.

Выделяет различные виды ассоциаций:

-        сходство – контраст

-        по смежности в пространстве и времени

-        по причине и следствию

 

Джеймс и Джон Милль Соглашение с идеей Юма, что нам не ведом источник ощущений.

Химическая аналогия описания сознания: связь между элементами как связь между атомами.

Свойства души не выводимы из свойств первоощущений, как свойства  Н2О не выводимы из свойств Н2 и О2.

 

IV Естественно-научная линия (сер XIX  века) Александр Бэн, Герберт Спенсер.

 

Бэн соединил ассоцианизм с физиологией. Вся телесная организация связана с течением душевных процессов® можно изучать через телесные проявления.

Проследить развитие психики со состояния новорожденного.

У новорожденных можно найти 3 первоначала:

·        непроизвольные движения, которые является зачатками воли

·        рефлексы – координация движений

·        прирожденное выражение эмоций – зачатки ума, интеллекта

 

Г. Спенсер ® биологическое русло «Основание психологии» 1855 г®

Основа: эволюционные идеи о развитии психики.

Жизнь живых существ - постоянное приспособление внутренних отношений организма к внешним отношениям среды, а психологические  акты, психика – инструмент соответствия организма и среды.  Ведущий принцип психологии в начале ее становления – 2 раздела соотношений:

 

Исследует особые формы сознания. Чувствование от простых форм к сложным, о диффузной чувствительности к дифференциальной, от контактного реагирования к дистантному. Изменения происходят в связи с изменениями окружающей среды. Разум – ассоциируемые чувствования.

 

Ассоциациями могут быть более менее устойчивыми, если повторяются из поколение в поколение, становятся врожденными и наследуются. Не только ассоциации, но и формы сознания. Одно и таких -  речевое сознание. Т.о. он как бы «примиряет Дж. Локка и Лейбница»

 

 

Эти идеи легли в основу функционализма.

 

Спенсер повлиял на развитие и возникновение американской психологии и на Сеченова.

 

Психология французских материалистов.

 

1. Развитие идей Дж. Локка в системе Эмиля Кондельяра – сенсуализм.

 

Переводит и тактует Дж. Локка.

Источник знаний – ощущения + мех. Представления Декарта.

              

2. Психологические взгляды Жана-Жака Ламетри.

 

Ж.Ж. Ламетри – механистический принцип распространяется на психические явления. «Человек – машина».

 

Критикует Декарта за превращение животных в бессознательные автоматы, это человек, по его мнению, бездушная машина. Душа – способность к чувствованию, обеспечивающая возможность двигаться. Основной мозг души – мозговой экран, на котором отражаются явления природы. В зависимости от состояния органов чувств фиксируются образы. Душа проявляется в движении тела, т.о. можно изучать душу. Душа один из механических  принципов движения телаÞ телесные и душевные процессы принципиально не отличаются. «Мозг выделяет психику, как печень выделяет желчь».

 

Складывается прочная материалистическая традиция – основа развития психологии.

 

Во Франции зарождается психиатрия (конец XVIII в.). Термин «душевнобольной» ввел  Пинель.

Раз душа имеет телесную природу, то и нарушения надо лечить также как и телесные (до этого душевнобольных истязали, считая, что это их лечит), и трактовать как болезнь. Изучался гипноз (Месмер). Гипнотизм – животный магнетизм. Ж. Шарко и П. Лебон.

 

               3. Позитивизм О. Конта.

 

По  мнению Конта, научными могут считаться, те области знаний, которые опираются на наблюдаемые факторы. Исходя из этого науки делятся на:

 

Классификация позитивных наук (иерархия отображает историческое развитие). Позволяет определить, что еще нужно развить.

 

 В основе всех наук – математика. Каждая последующая наука надстраивается и впитывает предыдущую, и определяется спецификой предмета.

Математика + движение небесных тел – 1.астрономия

2. астрономия + движение других тел – физика

3. Физика + микроэлементы, частицы – химия

4. химия + изучение живого – биология

5. Биология, новый круг закономерностей – смена поколений +  сложные социальные отношения (государственность) – социология (необходимость).

Предмет биологии – организм как целое, предмет социологии – общество как целое. В биологии первичный  элемент – клетка организма, в социологии – семья.

 

Идея двойной эволюции.

Человек в своем развитии повторяет этапы развития общества. Младенец  - множество возможностей (хаос) не может выбрать как реагировать, выбор путем слепого подчинения родительскому авторитету. Общество до государственности не упорядоченно – множество людей, для упорядочивания – религия → появление государственности – религиозный этап. Высший этап – христианский монотеизм.

 

По мере накопления опыта – сомнения в непререкаемости родительского авторитета. Подросток восприимчив к метафизическим (чуждым) идеям, а общество к революционным идеям. Следование этим идеям опасно, но необходимо для дальнейшего развития – метафизическая стадия. (в этом состоянии современное Конту общество)

 

К 30 гг. взрослость как позитивная стадия.

Социология – наука, изучающая процессы в обществе, позитивные состояния.

 

Немецкая классическая философия.

 

Идет от Лейбница. В этой линии становится прочными рациональные положения. Душа – совершенно отличное от тела, то что обладает врожденным знанием. Истинное знания человек приобретает рациональным путем.

Х. Вольф                   первая половина XVII века.

Термин «психология» приобретает широкое распространение.  Выделял рациональную и эмпирическую психологию:

1.       выведение фактов из явлений из существенных основ (соответствует задачам рациональной психологии)

2.      описание этих фактов и явлений  (соответствует задачам эмпирической психологии)

3.      установление количественных отношений (к психологии не относится)

Расширил границы предмета психологии¬вопросы логики, эстетики, морали и т.д.

Критика Вольфа – критика психологии как науки.

 

И. Кант 

Воззрения из общей теории познания. Знания не выводятся из нашего чувственного опыта ® даны от рождения. Представления о сущности  не формируются благодаря опыту, а разум упорядочивает опыт. Благодаря разуму и врожденным категориям мы можем упорядочить  то, что воспринимаем, так как чувства дают разрозненные ...

«вещь в себе»

можем познавать лишь внешнюю сторону вещи, Þ познание сущности недоступно. Явления, которые мы наблюдаем -  телесные. Наблюдать можно только явления. Свойства души наблюдается путем интроспекции – ненадежный метод. Получается, что мы познаем то, что сами постоянно изменяем,Þ эксперименты со своей душой невозможны и даже если бы это было возможно, в психологии нельзя применить математику – психология не наука.

 

Закладывает традицию наделения разума активностью.

Обоснование врожденных идей.

 

Гербарт.

Заложил основы математической психологии.

Педагогика может считаться наукой, только если она обопрется на психологию.

По Канту, в психологии только одно измерение – время.

У Гербарта – интенсивность (некоторые психологические явления не осознаются – страсти, вкусы). Существует порог, который можно измерить. Скептично относится к эксперименту – необходимо развивать рациональную математическую псхологию.

 

 

Естественно-научные предпосылки возникновения психологии как науки.

 

1.       Возникновение физиологии, в т.ч. физиологии н.с. Гипотеза Гальвани: именно электрический ток – носитель душевных процессов. (головы казненных) Доказывает Альдини. 30-е гг. миллер «Физиология»

2.      Психофизиология.40-е гг.  XIX века. Г. Гельмгольц. Экс-ты. Установление традиций экспериментирования. «Говорящая машина» - воспроизводила звуки человеческой речи® изучали механизмы речи. Психофизиология слуха, восприятия пространства(«переворачивающие» линзы). Трехкомпонентная теория цветового зрения, концепция специфической энергии органов чувств.

3.      Возникновение психофизики. От Гербарта о пороге сознания. Энастазиометр (с двумя иголками)- Вебер.                                                                    

40-50 гг. – Фехнер®психофизика-наука о наиболее общих закономерностях взаимосвязи физических и психических явлений. Опыты по измерению чувствительности. Разработка основных методов измерения порогов:

·        Метод минимальных изменений

·        Метод верных и ложных случаев         

·        Метод среднего порога

  

Разработка экспериментальной эстетики: основной метод – сравнение между собой различных предметов по степени привлекательности.

4. Время реакции. Начинается в астрономии. Слух –120 мс; зрит. – 180 мс.

Изучалась реакция на простой раздражитель: реакция различения (на один нужно реагировать, на другой нет) и реакция выбора (на один раздражитель – одна реакция, на другой - другая).

5. Психиатрия. Пинель впервые предлагает лечение. 50-60е гг. во Франции две лаборатории: «Сальпетрио» - Парижская школа (Ж. Шарко) и Нансийская П. Льебо). Интерес к гипнозу (Месмер). Объясняли животным магнетизмом. Эволюция становления гипноза как предмета до гипноза как метода:

        Классификация неврозов:

·        Истерия

·        Психостенический

·        Астено-невротический

 

Катарсис.

Школы различались подходами:

У Шарко гипноз как следствие болезненного состояния психики;

У Льебо – крайнее проявление естественного свойства человека – внушаемости.

Классификация памяти: зрительная, слуховая, моторная.

Фр. школа экспериментальной психологии.

6. Эволюционная концепция Дарвина. Психика человека – этап

эволюции развития психики животных. Интерес к психике животных.

7. Антропология. Ф.Гальтон «Наследственный гений»

Кетле.

 

Психология как самостоятельная наука.

А) Основные теоретические направления в психологии в начале ее зарождения

1.      Структурализм

2.      Функционализм

3.      Психология как наука о поведении – Сеченов

4.      Культурно-историческое направление. В. Вундт, Кавелин

 

1.      В.Вундт – ассистент Гельмгольца. Вначале работал в рамках философии. В 1879 открывает лабораторию «экспериментальной психологии».

Основные положения его концепции: Основное внимание уделял сознанию – предмет психологии. Рассматривал сознание с точки зрения его структуры. Выделял 2 уровня сознания:

·        Низший состоит из первоэлементов, мельчайших единиц, первоощущений и элементарное рациональное чувствование – «строительные кирпичики» более сложных систем. Важнейшая задача – систематизация этих первоэлементов (подобно системе Менделеева)

·        Первоэлементы по закону ассоциаций соединяются в более сложные. Этим процессом управляет апперцепция, носит волевой характер, определяет движение соединения первоэлементов. (память, мышление) Þ 2 части психологии:

 

-        физиологическая психология – первоэлементы сознания. Основной метод – эксперимент.

-        Психология народов – высшие психические проявления.

 

Предмет психологии – непосредственный опыт, неопосредованный не физиологическими процессами, не внешними объектами. Основной метод психологии – интроспекция. Объективный контроль методами психофизиологии: измерение порогов чувствительности, времени реакции, метод свободных ассоциаций – средства уточнения данных интроспекции. Экспериментатор проводит эксперимент на самом себе, для того чтоб интроспекция была аналитичной. Интроспективный отчет должен содержать только данные об ощущения, без предметной соотнесенности.

 

3 составляющих эмоций:

1.      из компонента интенсивности

2.      из компонента активности

3.      из оценочного компонента

 

Идеи Вундта легли в основу структурализма. 1881 – институт экспериментальной психологии.

Психология народов опирается на традиции Надеждина и Кавелина. Идейные наследники – Титченер, Челпанов.

 

2. Функционализм. Складывается стихийно.

 

Основные идеи:

1.      Эволюционная теория Ч. Дарвина. Психика должна рассматриваться с точки зрения ее приспособительной функции в жизни человека.

2.      Франс Брентано «Психология с эмпирической точки зрения» 1874 г.

Идея объективности – противопоставление объекта и субъекта познаваемого. Функция познающего субъекта выражена в его направленности на объект. Акты, благодаря которым это содержание складывалось ...

        Самое главное в психологии – описание действий, актов, связанных с содержанием сознания.

Основной метод в психологии – интроспекция, но не аналитическая, а феноменологическая (интроспекция непредвзятого наблюдателя).

Предмет психологии – акт понимания, как устремляется сознание к объекту, о котором идет речь. Психология – наука о интенциальных фактах.

Исследование сознания в его целостности, с точки зрения его актов, процессов, функций.

У. Джемс. 1867 чтение лекций по физиологии. Прагматизм – истинное знание об объекте м.б. получено только  путем проверки гипотез об эффектах наших воздействий на этот объект. Основным критерием истинности знания является его практическое значение. Умственный образ заменяется системой операции.

«Основы ψ» - основной учебник по ψ до 30-х гг. ψ – это биологическая наука, предметом к-ой является ψ-ие явления и их условия. Предмет интереса – сознание и его приспособительное значение. Сознание играет свою роль в проблемной ситуации, выступает как анализатор этой ситуации и выбирает стиль поведения. Сознание – ориентирование в непривычной ситуации. По мере повторения ситуации она становиться привычной и сознание отступает.

Поведение – привычки, к-ые форм-ся в проблемной ситуации – приспособительная роль сознания (→ бихевиоризм).

Учения об эмоциях.  1884 «Что такое эмоция». Эмоция – субъективное переживание. Физиологическое изменение происходит вследствие воздействия окружающей среды. Воздействие → физиологический сдвиг → эмоция.

Эмоции можно изучать по физиологическим сдвигам → интерес к объективным методам изучения эмоций. Концепция Джемса-Ланге пересматривается в экспериментах Шеррингтона: эмоции носят предуведомительный характер и возникают раньше физиологических изменений.

Идея об идеомоторном акте: Любая мысль сопровождается и завершается движением (за исключением тех случаев, когда ей противостоит противоположная мысль – происходит осознание).

Теория Я -  Личность как единство телесного «я», физического «я», социального и духовного. Телесное ограничено контурами тела. Физическое – необходимое предметное окружение (одежда, собственность). Социальное – вся система социальных отношений с окружающим миром. Духовное – ценности, цели, идеалы, интересы, без границ. Духовное Я и надо расширять.       

3. Поведенческое направление. Основоположник Сеченов. Интересовался философией (А. Бэн, Г. Спенсер). Стажировался в лаборатории Гельмгольца. Лаборатория физиологии при медико-хирургической академии в СПб. Обнаруживает тормозные центры – субстрат воли. 1863 г. «Рефлексы головного мозга». Психические отличаются своим рефлекторным строением, неразрывно связаны с мышечными движениями, в 2-х формах. Движение – конечное звено любого психического акта. Движение – необходимое условие протекания психического акта. Психические и физиологические родственны по происхождению, носят рефлекторный характер. Психический акт триединство: чувствование под влиянием внешнего воздействия, функция которого координация ответного движения. Т.о. главный принцип поведения – согласованное действие с выполняющим сигнальную роль чувствованием. Психический акт начинается и заканчивается во внешней среде. Центр – физиологический процесс. Психическое это система отношений человека с миром. Мышца – инструмент познания внешнего мира. Любая мысль сначала возникает с реальным воздействием с внешним миром, после повторения это становится незаметно.

Главный метод психологии: объективное наблюдение за эволюцией индивидуального поведения. Основной предмет психологии: поведения.

4.Культурно-историческое направление: К.Д. Кавелин 1870 г. «Задачи психологии». Надеждин, этнографический материал, анкеты, которые рассылались; в 50-е гг. возвращаются. Кавелин этот материал систематизировал. Задачами психологии является обобщение конкретных данных – обосновывает культурно-исторический метод – инструмент распространения представлений, добытых путем субъективного метода на объективные творения человеческого духа. Т.о. психология сможет стать позитивной наукой.

Вундт психология народов. Опирался на российский опыт.

Г. Спенсер. Социальные процессы с т. зр. эволюционной концепции (развитие идей О. Конта). Основной закон в обществе – закон естественного отбора → нельзя поддерживаться слабые предприятия. Эти идеи популярны в Америке.

Во Франции работы Шарко и Рибо о роли внушения. Ч. тард. Законы подражания: логический анализ форм социальных отношений – основа усвоения человеком установок, чувств, верований других людей посредством внушения. Это усвоенное  позволяет отличить социальное от физиологического. Всё, что человек умеет делать, не обучаясь – физиологическое. В обществе у внушения и подражания та же роль, что и у наследственности в биологии.

В США Болдуин развил идеи социальной психологии - 2 вида наследственности:

-        естественная от рождения

-        социальная как продукт подражания.

Эмиль Дюрхгейм. Вводит понятие «коллективные представления» - фактор идеологического, нравственного порядка. Самостоятельны от индивидуального ума, но навязывается ему.     

 

(Выведение особенности познания из особенности общения (Выготский).) Высказал идею интериоризации – присвоения человеком форм социального взаимодействия.

Х. Мюнстерберг – концепция ценностей. Необходим ценностный подход, который выходит за рамки естественно-научного исследования, причинного объяснения. Идеографический подход: в основе категория ценности. Нечто ставшее за пределы пространства и времени.

У.  МакДауэл (предшественник Льебон) теория инстинктов для объяснения социального поведения. Создал социальную психологию в США. Инстинкты как внутренние прирожденные способности у целенаправленным действиям. Организм наделен витальной энергией, способы разрядки которой предопределены ограниченным репертуаром инстинктов.

Г. Мюррей бихевиорист; увлекся психоанализом. Разработал эмпирически обоснованную классификацию мотивов.

Начиная с 30-х гг. культурно-историческая ветвь сближается с экспериментальной ветвью.    

 

Б)Основные направления первых экспериментальных исследований.

1.       Исследования ощущений, восприятия, внимания.

На первом месте по объёму исследований – Германия, на втором – Россия.

-        исследования порогов чувствительности – до 50%

-        изучение времени реакции – 15%

-        эмоции, внимание, ассоциации, память, мышления – 10%

В лаборатории Вундта переход к исследованиям внимания и восприятия. Джеймс МакКин Кеттел (тахистоскоп) исследовал внимание, объём внимания. Трактует результаты своих исследований в терминах объёма внимания (у Вундта это апперцепция). Н.Н. Ланге о причине различий времени реакции сенсорной (выбор) и моторной (просто реакция на раздражитель). Объяснение с точки зрения внимания на движение или стимул. Переходит к новому пониманию внимания.

Моторная теория внимания:...

Фазовая теория восприятия:...

 

2. Экспериментальное исследования эмоций. Экспериментальная эстетика Фехнера.

Вундт → методы впечатлений. 80-90 гг. методы под влиянием моторной теории эмоций.

А. Моссо 1881 использовал плетизмограф.

Конец 80-х Ш. Ферре + Тарханов измеряли КГР – сопротивление кожи как физиологический показатель эмоционального состояния.

В.М. Бехтерев исследовал взаимосвязь эмоционального состояния с различными показателями. Использовал пневмограф, КГР, кардиограф. Результат исследований однообразный: положительные эмоции усиливают физиологические симптомы, отрицательные – угнетают.

Начало 20-х  интерес к этим исследования падает. 10-20 гг. сочетание методов: метод впечатлений + метод выражений.

 

3. Исследование ассоциации и памяти. Ф. Гальтон метод свободных ассоциаций. Столбики слов – ассоциации на каждое слово. Цель: обнаружить систему, классифицировать ассоциации. Закономерность: большая часть ассоциаций либо к детству, либо к совсем недавним событиям.

Д. МакКин Кеттел: метод навязанных ассоциаций – необходимо ответить словом находящимся в каких-то отношениях к первому. Систематичность обнаружить не удалось. Ассоциации бесполезны.

Эббингауз  выдвинул гипотезу, что неоднозначность определяется осмысленностью ассоциаций. Для объективности необходимо изъять осмыслить. Начал использовать бессмысленные слоги, последовательность слогов и перешел к исследованию памяти. 1885  г. «О памяти» 2300 слогов. Исследование памяти с точки зрения функции. Память – сохранение, запечатление и воспроизведение. При эксперименте измерению должны подвергаться содержание, процесс, результат.

Содержание – количество бессмысленных слогов; процесс – количество предъявлений; результат – сколько единиц содержания воспроизведено.

Мюллер, Шуллер исследовали п-ть, применяя  метод угадывания (попарное предъявление, угадать второй член пары).

Майс Меймор  Смысловая память, исследование рифмованных слогов.

 

4. Вюрцбургская школа.  Первое экспериментальное исследование мышления.

О. Кюльпе.  10-20 гг. ХХ века. Измерение порогов чувствительности (2 шара, необходимо выбрать тот, к-ый тяжелее). Добавлено в эксперимент: как решение было принято, т.е. акцент делался на процесс принятия решения. Объект исследования – мышление, принятие решения (процесс). Внимание на функции сознания, в дальнейшем метод назывался ретроспекция.

Приходят к выводу о безобразном мышлении – о том, что мысль может не содержать никаких сенсорных или образных компонентов. Понятие установки сознания – преднастройка сознания на определенный стимул. Понятие доминирующая тенденция – процесс решения (смена поисковых операций) и его результат. Исследуются компоненты мышления:

-        мыслительные операции;

-        правила мышления.

Разделяют мысленную память, отношения, интенции и т.д. 

Карл Бюлер ввел разделение мысли и интенции.

Зельц исследовал нетипичные, сложные задачи.

Вольф  случайности решения творческих задач.

! сенсорное содержание имеет второстепенное значение (не главное в исследовании мышления). Изцчение детерминирующих тенденций и ассоциативных тенденций.

Нарцисс Ах: исследование борьбу детерминирующей тенденции и ассоциативных тенденций. Испытуемые заучивали не связанные пары слогов. Затем испытуемому предъявляли слог и он должен был ответить рифмой; затруднения при предъявлении заучиваемого ранее слога.

Объяснение Аха: это конфликт  между детерминирующей тенденцией и ассоциативной тенденцией. Сложилась ассоциативная тенденция; на второй фазе - детерминирующая тенденция, к-ая вступает в конфликт с ассоциативной тенденцией → увеличение времени реакции. Курт Левин критикует Аха, его объяснение – конфликт мотивов.

 

5. Промышленная ψ и психотехника.

 

Исследования Тейлора: движения рабочих и динамика утомления. Реорганизовал пространство в одном из цехов завода, конвейерное пр-во, сократил число рабочих в 3 раза, сократил рабочий день на час, ввел перерыв.

Появление новых ψ лабораторий, осущ-ся заказы ψ центра → объем исследований.

Г. Мюнстерберг «Психотехника». Прикладная ψ д. использоваться в 3-х областях:

-        промышленная

-        здравоохранительная

-        образование

Закладывает основы и традиции индустриальной психологии, определяет задачи:

-        профконсультация

-        профориентация

-        профотбор

-        профподготовка

-        организационная ψ (управление производством)

-        ψ рекламы (ψ торговли)

Первый тренажер.

 

6. Исследование индивидуальных различий. 2 линии: англо-американская традиция (1) и французская (2).

 1... Ф.Гальтон Середина 70-х годов – антропометрическая лаборатория: измерение ψ показателей способностей, t реакции на различные стимулы.

На рубеже веков образовывается журнал «Биометрика». Начало всей статистики в ψ заложено Гальтоном.

Дж. МакКин Кеттел «Умственные тесты и измерения»  В США С середины 90-х гг. 2 национальных комитета тестологов. Способности трактовались с т. зр. генетической обусловленности в отличие от фр. традиции.

 

2... Два источника развития:

-        лаборатория Вундта

-        исследование внушений и гипноза в лаб-ии Шарко и Льебо. Антитеоритичность.

Пьер Жане, Бенжамин Бурдон, Альфред Бине.

Б. Бурдон писал, что значение ψ определяется не большими теориями,  а кропотливым накоплением маленьких фактов (кредо эмпиризма).

Классификация методов: тестирование, анкетирование, интервью, лабораторный экс-т, полевой экс-т, школьный экс-т. Дает хар-ки этих методов: достоинства, недостатки.

К 1903 появляется батарея тестов – тесты Бине-Симона; шкала содержит возрастные нрмы и соответствующие им задания:

 

В фр. традиции интеллект рассматривался как детерминированный созреванием.

Шкала Бине-Симона адаптируется в разных странах, в США в Стенфордском университете → Стенфордская шкала.

 

7. Зоопсихология.

Родоначальник Ч. Дарвин.

Романес ученик его, использовал м-д анекдотов и м-д аналогий – собирал рассказы о поведении животных, объяснял в соответствии с интеллектом человека.

Ученик РоманесаЛлойд Морган. Принцип минимального мышления: если м. объяснить с помощью более простых понятий, то это объяснение более правильно.

Ж. Леб – видовой принцип, тропизм.

 

Психоанализ.

 

Различные направления психоанализа объединяет общее понятие – бессознательное. Бессознательное является источником, движущей силой поведения и конфликтов → человек сам себе помочь не может. Им движут иррациональные силы – необходима помощь со стороны.

Различие – объяснительный принцип:

-        З. Фрейд – либидо

-        А.Адлер – комплекс неполноценности

-        К.Г. Юнг – коллективное бессознательное

-        К. Хорни – базальное чувство тревоги

-        Э.Фромм – экзистенциональное противоречие человеческого существования

-        Э.Эриксон – стремление  к самоидентичности.

 

1.      Психоанализ З. Фрейда. В творчестве Фрейда можно выделить 2 этапа:

-        выделение в структуре личности: бессознательное, предсознательное, сознательное.

-        20 гг. «Я и Оно», «По ту сторону удовольствия», «Единство Оно», «Оно и СверхЯ»

            Оно – носитель инстинктов, наполненных либидной энергией; по принципу удовольствия.

            СверхЯ – носитель моральных норм, как критик, цензор; по принципу « я должен»

            Я – между Оно и СверхЯ следует принципу реальности, учитывает особ-ти внешнего мира, его свойства и отношения.

1.      Если Я под влиянием Оно чув-во вины

2.      Если СверхЯ слишком требовательно – ущемляется энергетика Оно.

Мех-мы защиты: вытеснение, проекция, регрессия, сублимация.

Т.о. по Фрейду, личность – это динамика побуждающих и сдерживаюз\щих сил ...

Стадии развития личности:

1.      0-1 год – зона кормления – оральная.

Потребность в еде; либидозное действие – кусание.

Оно наполнено либидозной энегией, м. получить когда наз\ходиться в состоянии сна. Мир безобъектен. Нет разделения Я и не-Я. Глобальное базовое нарциссическое состояние. Биологическая связь с матерью – потребность быть любимым. Недостаток удовлетворения первых желаний приводит к фиксации – жадность, капризность …

2. 2-3 л. анальная стадия. Либидо концентрируется вокруг ануса – центр внимания ребенка к-го приучают к опрятности. Основное внимание к усвоению социальных норм поведения. На этой стадии от Оно отщепляется Я. Впервые ребенок ищет компромиссы, интериоризует запреты – отсюда потом  сформируется СверхЯ. Формируются определенные черты хар-ра и на всю жизнь.

3. 3-5 Фаллическая стадия – высшая ступень детской сексуальности. Либидная энергия обретает внешнюю предметность. Привязанность к одному из родителей, всплески чув-ва ревности к родителю своего пола, разрешение конфликта идет по линии идентификации себя с родителем своего пола. Следствием вытеснения является формирование СверхЯ. Появление тревоги, фрустрации и формирование вытеснения и сублимации. Черты личности – склонность к самонаблюдению, благоразумие, рационализм, усиление черт, свойственных полу.

4. 5-12 Латентная стадия – Я полностью контролируется  импульсы Оно, либидная энергия переносится на усвоение социального опыта, знаний, на установление дружеских отношений за пределами семьи.

5.Генитальная стадия – стадия возвышения детских сексуальных стремлений. Подросток стремиться к сексуальным взаимоотношениям. Запреты со стороны социума вызывают феномен фиксации и регресса. Хар-на интенсивная борьба Я и Оно. Часто встречается Эдипов комплекс. Новые мех-мы защиты: аскетизм, интеллектуализация.

Патологические хар-ры: 

1.      психическая гомосексуальность – преувеличенное внимание к общению со своим полом, избегание противоположного.

2.      нарциссизм – либидо переноситься с внешних объектов на себя.

 

 

2. Концепция А. Адлера.

В основе -  комплекс неполноценности. По его мнению, сексуальная энергия является движущей силой только в определенное время жизни.

Комплекс неполноценности -  реакция на слабость, беззащитность. Чем он сильнее, тем сильнее стремление к совершенству. Сидоренко трактует комплекс неполноценности как комплекс недостаточности.

У чел-а формируется социальный интерес как противовес комплексу неполноценности.

Типы личности: 1. КН↑, СИ↓ - ипохондрия

                                 2. КН↑, СИ↑ - чел-к реализует себя по отношению к другим людям.                  3. КН, СИ↓  - растительный образ жизни

               4. КН, СИ↑ - слабо развито стремление к совершенству, «медвежьи услуги».

Адлер использовал м-д ранних воспоминаний. У А. психоанализ более социализирован. Источники развития комплекса неполноценности:

-        кажущиеся или действительные физические недостатки

-        действительные психические недостатки

-        источник – изнеживающие воспитание – человек теряет чув-во собственно ценности, жестокость приводит к нечувствительности, жестокости.

3. Концепция К.Г. Юнга. В основе – коллективное бессознательное – оно в большей степени определяет поведение человека, чем индивидуальное. Своим источником имеет культурно-историческое образование человечества в целом и данного общества в частности. Проявляется в виде архетипов – одна из сторон психики человека:

-        маска (персона)

-        тень – злое начало

-        благородный рыцарь

-        добрый молодец

-        мудрец

-        анима (анимус)

Каждый архетип с одной стороны олицетворяет определенную сторону чел-а и одновременно определяет способ восприятия других людей.

Высший архетип самость – символ определенности, гармоничности различных сторон личности.

Учение о психологических типах: 8 типов (мышл, эмоции, ощущ-я, интуиция + экстра- или интроверсия).

 

 

Психоанализ «новой волны».

 

1.      Карен Хорни основе – базальное чувство тревоги: как реакция только что появившегося на свет ребенка на враждебную среду, к-ая не покидает человека, но может компенсироваться заботой внутри семьи. Это чув-во порождает невротические потребности. Для компенсации невротического состояния строится идеализированный образ Я. Это не устраняет причины, а лишь приводит к обострению.

2.      Эрих Фромм. Автор философско-гуманистического направления в психоанализе. В основе – экзистенциональное противоречие человеческого существования -  на протяжении всего человеческого существования, вектор развития человека направлен к свободе от инстинктивной предопределенности + это свобода от биологически определенных особенностей поведения – свобода ложиться тяжким бременем на плечи человека – проблема выбора. Сущ-ет только один путь – творчество, но социальные условия препятствуют, и т.о. человек убежден , что самореализация невозможна, ищет пути бегства от свободы:

                      1. авторитаризм -  основан на садомазохизме. Человек убежден, что смысл существования соотносится с целями, к-ые лежат за пределами «здесь и сейчас» -  светлое будущее. Средства: чел-к соотносит свое поведение  только с судьбой потомков. Это система: либо ты подаляешь, либо ты подавлен.

                      2.деструктивизм -   необ-мо разрушать, убивать, чтобы не быть убитым. Присуще военной диктатуре.

                      3.автоматический конформизм -  смысл существования в том, чтобы быть не хуже других.

Социальные типы хар-ра:  

-        рецепторный тип -  человек на то, что все блага поступают из вне.

-        Эксплуататорский -  самое главное извлекать выгоду из др. людей

-        Накопительный

-        Никрофильныйmin требования к выживанию и сущ-ию, нет необ-ти ничего добиваться

-        Рыночный тип – принцип быть таким, какой нужен окр-щим. Для того, чтобы сохранить спрос.

3. Эрик Эриксон. Вместо  либидо – стремление к самоидентичности. 3 составляющих:

 Я хочу

 Я должен

 Я промежуточное, в к-ом чел-к никогда не находится, всегда колеблеться между двумя крайними.

Развитие личности продолжается всю жизнь, а старость – необ-ый период развития личности – высшее состояние развития = мудрость.

Стадии развития личности:

1.      младенчество: глобальное доверие – недоверие к миру

2.      ранний возраст: автономия – стыд, сомнение

3.      возраст игры: главная особенность – агрессивное постижение мира. Чув-во вины - инициативность

4.      латентный период. Школьный возраст: первые оценки окр-щих рез-ов своей деят-ти. Достижения – беспомощность.

5.      Подростковый возраст: детское стремление к самоидентичности достигает наибольшей силы. Пытается сознательно определить свое место в социуме. Эго-идентичность – ролевое смешение (диффузная идентичность - самоидентичность). Иден-тьчув-во принадлежности к социууму. Диффузная идентичность – отрицание взглядов о ролях. М. приобрести форму стойкого синдрома и стать негативной идентичностью – панки.

6.      Молодость: чел-к может обеспечить себя сам. Влюленность. Интимность – изоляция.

7.      Взрослость: основная деят-ть: порождение, основное чув-во: забота. Творчество – застой(продуктивность - инертность).

8.      Старость. Основное чув-во – переживание смысла прожитой жизни. Мудрость – разочарования в жизни.

 

Бихевиоризм.

Предпосылки: идеи Джемса о роли сознания в нашем поведении.

 

1.      Эдуард Торндайк: Его работы – основа бихевиоризма.

Начало формирование навыка – проблемная ситуация. Успех – главный критерий научения. Основные принципы формирования навыка: пробы, ошибки, случайный успех. Точно так же осуществляются научные открытия: пробы, ошибки, успех.

Взгляд на ошибки:

·        Торндайк: научение невозможно без ошибок.

·        Спиноза:  ошибки – следствие незнания причин.

 

Форм-ет законы научения:

1.      з-н готовности – организм д.б. готов к научению. Готовность – потребность, т.е. мера активности организма в стремлении решить проблемную ситуацию

2.      з-н повторения – прочность зависит от числа повторений

3.      з-н ассоциативного сдвига – если элементы ситуации вызывают реакцию, то и др. элементы ситуации являются элементами сдвига;

4.      з-н успеха – закрепляются только успешные реакции, если нет подкрепления, нет и научения.

2. Джон Уотсон  впервые исследования на крысах.

Изучает функц. локализ-ти навыков и движений (какой анализатор является ведущим при прохождении лабиринта). Использовал м-д удалений.

К 10 гг. ХХ в. Уотсон популярен как преподаватель. Занимал ведущее положение в американской психологической ассоциации. Работы под влиянием Бехтерева: предметом психологии может и должно стать поведении. «Психология с т. зр. бихевиориста» 1913 г. Основные принципы нового направления, в основном заимствованы у Торндайка:

мы можем строить любые предположения о том, что нельзя наблюдать: сознание, чувства и т.д., но мы можем понять поведение. Необходимо знать: историю формирования поведения и наличную ситуацию → м. предсказать поведение человека. Т.о. бих-м исключил из рассмотрения психологические и физиологические явления, остались только  S и R. Все поведение – последовательность стимульно-реактивного ряда.

Феномены, к-ые исследовал Уотсон: 

a.       роль врожденных реакций в поведении взрослого человека

b.      исследование мышления

c.      исследование эмоций

   Выводы:

   а. врожденные реакции не играют никакой роли в жизни взрослого человека. Поведение взрослого человека обусловлено предшествующим научением.

b.          Использование микродвижений гортани: мышление есть навык гортани, т.е. мышление – внутренняя речь, к-ая формируется научением.

c.          Случай маленького Альберта. Эмоциональные реакции взрослого человека имеют в основе несколько безусловных рефлексов.          

 

 

 

 

Hosted by uCoz